На территории нашей крошечной Молдовы расположено огромное количество уникальных памятников природы международного значения, живописнейших уголков дикой природы. Немало их и на юге страны, в Гагаузии. Правда, население мало что об знает. Но недавно выдался повод вспомнить о двух природных заповедниках автономии - лекарственных трав и степной растительности, расположенных в селе Буджак. Это визит в Гагаузию заместителя министра сельского хозяйства Турции. Руководство автономии подняло эту тему в надежде привлечь опыт и финансовую поддержку Турции для реабилитации заповедника лекарственных трав и включения заповедника степной растительности в международный проект по восстановлению степей.

В каком состоянии находятся, что представляют собой эти экологические объекты сегодня и какое у них будущее? На эти вопросы, по просьбе нашего корреспондента, отвечает начальник Инспекции по охране окружающей среды Гагаузии Евгений Иванович ШЕВЧЕНКО. - Заповедник лекарственных трав - это уникальная территория площадью в 119 гектаров, где произрастает более 100 видов лекарственных растений. Заповедник был создан в 1956 году с целью организации оптимальных условий для сохранения ландшафта Буджакской степи в естественном состоянии, для сохранения и восстановления здесь типичных для Буджака видов растений и животных. Данная территория находится на учете в Организации Объединенных Наций.

В прессе была информация, что раньше один раз в пять лет семенная культура заповедника скашивалась и экспортировалась за рубеж. Но в последние лет двадцать ни хозяйственная, ни научная работа здесь не ведётся.

- Евгений Иванович, почему был заброшен такой важный экологический объект?

- Сказать, что он заброшен, нельзя. Заповедник лекарственных трав, как и заказник степной растительности, включен в состав Фонда природных территорий, охраняемых государством. Согласно закону от 25 февраля 1998 года № 1538-XIII «О фонде природных территорий, охраняемых государством», земли объектов и комплексов Фонда являются частью публичной собственности, предназначены для охраны природы и не могут быть приватизированы, сданы в аренду, изъяты для других целей, за исключением случаев, когда они утратили ценность в результате стихийных бедствий или катастроф и не могут быть восстановлены. Здесь запрещена любая деятельность, нельзя пасти скот, косить траву, охотиться.

Экологическая инспекция Гагаузии осуществляет мониторинг состояния экосистем обоих заповедников. Мы контролируем соблюдение на данных объектах экологического законодательства, в том числе закона №1538. Владельцы земель, прилегающих к территориям заповедников, а также физические лица - жители села Буджак предупреждены об ответственности. Наблюдались отдельные случаи выпаса скота и косьбы, но нарушители штрафуются. В последние годы особых нарушений здесь мы не фиксируем. За этим следит и примэрия села Буджак. Так что экосистема заповедников не нарушена, а это - главное.

- Заместитель председателя Исполкома Олеся Танасогло во время встречи с заместителем министра сельского хозяйства Турции Фатихом Метином 2 ноября заявила, что задача руководства Гагаузии сегодня «привлечь партнеров и доноров, которые помогут восстановить лекарственные травы». По её словам, «это откроет новые возможности, в том числе, медицинские и экономические». Евгений Иванович, что означает «восстановить лекарственные травы»?

- Наверное, это вопрос к ученым. Лично я вижу заповедник лекарственных трав прежде всего, как туристический объект. Его, как и заказник степной растительности, необходимо широко использовать для экологического и культурного воспитания школьников и студентов. Новые поколения жителей Гагаузии должны знать о том, что степь является важнейшим ландшафтом, на просторах которого формировалась наша культура, экономика.

Думаю, и взрослым будет интересно посмотреть на нетронутую природу Буджакской степи, увидеть, какой она была 100-200 лет назад. Конечно, нужно создавать соответствующую инфраструктуру. Прежде всего, необходимо установить вывески и информационные щиты, обустроить дорогу. В любом случае, нельзя забывать, что у нас есть такие замечательные памятники природы.

А вот что ответил на вопрос о возможности экономического использования заповедника лекарственных трав начальник управления АПК Гагаузии Андрей ДИМИТРОГЛО:

- Заповедник лекарственных трав, как и степной заповедник, представляют собой очень хрупкую экосистему, которую нельзя трогать. Нельзя вмешиваться в этот хрупкий баланс степных растений и животных. Там природный рост растений: они сами цветут, сами, когда приходит время, погибают. Наблюдать, охранять, осуществлять экологический уход, конечно, нужно. Но не вмешиваться.

Как сохранить этот уникальный природный потенциал Буджакской степи и остальные заповедники и памятники природы? Ведь почти все они обделены вниманием, некоторые полностью заброшены, лишены финансирования. По закону природные заповедники должны финансироваться за счет средств местных бюджетов, местных экологических фондов, из пожертвований физических и юридических лиц, в том числе зарубежных. Но всё это не работает, говорит примар села Буджак Николай Дудогло.

«О каком финансировании заповедников из местного бюджета может идти речь, когда у нас нет денег на зарплату работникам детского сада?! Боюсь, что зимой и за газ нечем будет платить. Конечно, мы следим за тем, чтобы никаких нарушений на территории заповедников не было. Но этого, наверное, недостаточно. Думаю, необходима какая-то научная программа, единый комплекс мер по сохранению, восстановлению, рациональному развитию этих территорий. К сожалению, научно-исследовательская работа в наших заповедниках не ведётся. Года три назад приезжали люди из какого-то НИИ, посмотрели и уехали», - рассказывает Николай Дудогло.

Нетронутые степи сегодня редко где можно увидеть. В Европе они практически исчезли уже в конце ХIХ века, остались лишь отдельные виды растений и насекомых. Сохранившимся на других континентах степным территориям, помимо антропогенного фактора, угрожает сегодня опустынивание.

Степные ландшафты дольше сохранялись на территории Советского Союза. Но в середине XX века в СССР началась целинная кампания, степи стремительно уничтожались под плугом, исчезали с лица земли неисследованными. Ботаники, географы, другие ученые забили тревогу, призывая спасти то, что осталось. В итоге возникла идея создать специальные степные станции - будущие заповедники. Так, в середине ХХ века в полностью распаханной Буджакской степи удалось сохранить два участка степного ландшафта - заповедник лекарственных трав и заказник степной растительности площадью около 20 га. Сохранить их Гагаузия просто обязана. Это долг перед будущими поколениями и перед наукой.

Вера КРЕЦУ.