«В одном из домов престарелых Милана скончались 140 человек…».

«В доме престарелых Сант-Августинов Германии инфицированы 38 обитателей и 36 сотрудников. Идёт массовая эвакуация в ближайшие больницы…».

«Во Франции в медико-социальных учреждениях умерло 5600 человек…».

Эти данные в средствах массовой информации были похожи на фронтовые сводки. Коронавирус опустошил дома престарелых в Испании, Ирландии, Бельгии, США. И даже благополучная Швеция не сумела защитить своих стариков. Всемирная организация здравоохранения опубликовала статистику: почти половина всех смертей от коронавируса, зарегистрированных в мире, приходится на дома престарелых – печальная, ошеломляющая действительность последних месяцев.

В Вулканештском доме престарелых «Атырлык» 16 постояльцев – по три человека в комнате. Многие из них лежачие, у каждого букет хронических болезней. То есть самый уязвимый для любого вируса контингент. Как живёт «Атырлык» в условиях пандемии? С этим вопросом мы обратились к директору учреждения Прасковье Павлиоглу.

«Как на фронте, держим круговую оборону. Уже два месяца строжайший карантин, никого не впускаем и не выпускаем, продукты принимаем у калитки. Постоянная дезинфекция, проветривание, персонал в масках и перчатках. Тяжело, конечно, кто-то обижается. Но пока, слава Богу, нам удается уберечь наших бабушек и дедушек от инфекции, а это сейчас главное», - рассказывает Прасковья Михайловна.

В условиях пандемии закрывать на карантин дома престарелых нужно вместе с сотрудниками. Но это нигде почти не делается, потому что у всех дома дети, родители, тоже требующие заботы. Чтобы минимизировать риски, персоналу приходится всё это время жить в особом режиме. «Никуда не ходить и посторонних в дом не впускать!». Этот инструктаж директор напоминает постоянно и очень гордится своими сотрудниками – никто не испугался, не попросился в отпуск, не уволился. Хотя из практики многих стран видно: если в доме престарелых появляется очаг, заболевают практически все сотрудники.Поэтому за состоянием здоровья как постояльцев, так и работников медсестра и врач (работает на 0,25 ставки) ведут строгий контроль. Дважды в день у всех измеряется температура, каждый чих становится поводом пристального внимания.

Полная изоляция психологически давит на людей. Связь с внешним миром в условиях карантина возможна только через интернет. Увы, в наших (и не только наших) домах престарелых нет планшетов и ноутбуков. «Даю телефон, чтобы поговорили с родственниками. Снимаю и отправляю родным видео», - говорит Прасковья Михайловна.

Несмотря на пандемию, жизнь в Вулканештском доме престарелых не останавливается. Отпраздновали, как всегда, Пасху, отметили другие праздники. Пережить это трудное время помогает бесперебойное обеспечение продуктами питания, дезинфицирующими материалами и другими средствами защиты, за что персонал очень благодарен примэрии. Помогла масками и предприниматель Валентина Пономаренко, ей тоже здесь говорят спасибо, как и предпринимателю из Казаклии, предоставившему гуманитарную помощь в виде сухофруктов.

     Свет, газ, горячая вода, возможность поддерживать нужный температурный режим - есть всё для того, чтобы обеспечить достойный уровень жизни людей, оказавшихся на склоне лет одинокими. Но атмосфера теплого дома здесь создается благодаря душевному теплу и ответственнейшему отношению персонала Вулканештского дома престарелых к своей работе. Искупать, обстирать, накормить, облегчить боль, успокоить – к этим ежедневным обязанностям в условиях пандемии опасного вируса у них появилась тяжелейшая и основная на сегодня задача сберечь своих подопечных, сохранить их жизни. И они продолжают держать круговую оборону.

                                    Вера КРЕЦУ.