IMG 943429 ноября в Комратской детской библиотеке, в рамках проекта «Мое сообщество», реализуемого детской библиотекой совместно с примэрией муниципия Комрат, прошло мероприятие, посвященное детям с диагнозом «аутизм».

На встречу пригласили специалистов городских библиотек, поликлиники, Реабилитационного центра «Фиданжик», Главного управления образования и примэрии.
Психолог поликлиники Екатерина Радова отметила, что в Комратском районе детей с таким диагнозом 11 человек. 
«У них особенная психика. Для них свет слишком ярок, звук слишком громок, любое прикосновение - слишком интенсивное, - говорит Екатерина. - Почему так? Ответ на этот вопрос не знает никто. Конечно, есть разные теории - генетическая, нейробиологическая, но это всего лишь теории».
Зачастую родители таких детей не хотят мириться с поставленным диагнозом и не спешат ставить их на учет. «В таких случаях сложнее работать со взрослыми, от которых и зависит дальнейшая судьба «особых» детей», - отметила она. По словам специалиста, сегодня в Гагаузии совершенно нет условий для адаптации детей-аутистов в общество.


Психолог Реабилитационного центра «Фиданжик» Ольга Нейковчена поддержала свою коллегу, отметив, что родители «особых» детей зачастую опускают руки и остаются наедине с этой сложной проблемой. 
«Назрела острая потребность в создании Ассоциации родителей детей-аутистов. У нас есть наглядный пример такой организации в Кишиневе, в которой родители помогают друг другу в решении специфических проблем», - добавила О. Нейковчена.
О тенденции роста числа детей с таким диагнозом говорила и директор Реабилитационного центра Валентина Кузнецова. Так, из 25 воспитанников центра десяти вынесен этот неутешительный вердикт.
«Специалистов в Гагаузии, способных профессионально работать с такой категорией людей, нет. Сегодня педагог, психолог и логопед нашего центра выполняют работу, которой должны заниматься специально обученные люди в этой области», - с сожалением отметила она.
На встрече мама ребенка-аутиста посетовала, что в Гагаузии, несмотря на внедрение в школьную систему «Инклюзивного образования», возможности для таких детей очень ограничены. 
«Пару лет назад в одной из школ моего ребенка не перевели в следующий класс из-за проблем с техникой чтения, хотя все вокруг говорили об инклюзии и ее особенностях. Сегодня моему ребенку уже 15 лет и, как ни странно, он не умеет ни читать, ни писать по-русски, зато самостоятельно, при помощи компьютера, он выучил английский язык и довольно хорошо на нем говорит. Но, поскольку мы живем в Гагаузии, где русский на первом месте, хочется, чтобы он смог освоить чтение, письмо и счет на русском языке. Эта наука, к сожалению, ему дается с трудом», - отметила она.
Со слезами на глазах высказывала мама свою боль оттого, что на улице приходится часто сталкиваться с насмешками сверстников: «Дети нетактично высказываются в адрес моего сына, а матери, идущие рядом, даже не делают им замечаний, что нельзя так вести себя». 
Как объясняют врачи, аутизм - это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека. Про таких людей говорят, что у них глаза направлены внутрь себя. На все, что окружает их, они реагируют очень болезненно, потому что воспринимают этот мир гипертрофированно.
После выхода в 1988 году американского художественного фильма «Человек дождя» аутичных детей стали называть «Дети дождя».
Они, как и герой Дастина Хоффмана Рэймонд Бэббит, могут делать удивительные вещи - в уме вычислять квадратный корень из четырехзначного числа, помнить наизусть телефонный справочник. У них очень развиты способности к программированию. Так, по разным данным, в корпорации Microsoft от 5 до 20 процентов сотрудников  страдают этим заболеванием. 


Елизавета АНДРЕЕВА.
Фото В.ЯНЧОГЛО.