В последние годы в социальных сетях часто мелькают посты об активной социальной и благотворительной деятельности в автономии Ольги Парцани, гражданки Германии, влюбленной в Гагаузию. О том, чем ее притягивает Буджак, его люди и с какими целями связан ее нынешний приезд, наш корреспондент Алла Бюк беседует с Ольгой.

- Ольга, некоторое время назад вы, как представитель немецкой благотворительной организации, реализовывали различного рода проекты во всех трех районах автономии. Как начиналась ваша деятельность у нас?

- Первый мой приезд в Гагаузию лет 8 назад был с оттенком шока - я увидела бедность. На меня нахлынули воспоминания, что когда-то и я так жила. В этот момент мне захотелось поблагодарить Бога за то, что я сейчас живу в Германии, а не там, где родилась, в Казахстане, и где у меня есть все для достойной жизни. Тогда я дала себе слово помогать гагаузам, чтобы они тоже смогли изменить свою жизнь в лучшую сторону. Это и был первый импульс в моей жизни. И я начала реализовывать различные проекты на всей территории автономии. Например, проект «Глория» в Чадыр-Лунге, в рамках которого мы организовывали летние лагеря не только для детей, но и для пожилых женщин.

- Много ваших проектов было реализовано и в Вулканештах. Какие там результаты?

- Да, после Чадыр-Лунги я стала реализовывать социальные проекты в Вулканештах. Там мы работали с детьми. Естественно, там есть результаты, ведь дети получают питание, образование и воспитание. Этот проект рассчитан на долгосрочный результат, который имеет шанс стать положительным. Мы создали проект, который поддерживает родителей и дает детям то, что им очень нужно. В последние два-три года я понимала, что я занимаюсь важным делом, которое приносит результат.  Но мне захотелось подняться на ступеньку выше. Поэтому я решила уйти из этого проекта. Тем не менее, проект продолжает работать, но уже под руководством другого координатора.

- Сейчас в Гагаузии вы совершенно с другим проектом. Вы ушли из всех предыдущих проектов или будете работать параллельно?

- Сегодня я уже не участвую и не буду участвовать в тех проектах, в которых была до сих пор.  Я ушла из них, и это мое личное решение. Потому что их результаты меня до конца не удовлетворяли. Во всех проектах мы старались решить какую-то конкретную проблему, но нам это не удавалось в полной мере. За 8 лет в Гагаузии люди стали жить хуже, хотя все эти проекты, если посчитать, принесли в Гагаузию более 1,5 млн. евро. К сожалению, они не смогли ничего изменить в жизни гагаузского общества. Почему? Этот вопрос не давал мне покоя. Я пришла к выводу, что нужно менять само общество, его менталитет.

- Каким образом?

- Я понимала проблему, но не знала, с чего начать, в какую сторону двигаться. Как-то мне пришла мысль, что нужно начать писать, разрабатывать решение беспокоящей меня проблемы. Мне нужен был стол, чтобы начать писать, но моя дочь забрала его себе. Это меня не остановило. Я сняла с петель дверь и положила на два стула. Теперь я могла писать свой новый проект.  Почему я говорю эти банальные вещи? Потому что, когда у человека есть цель, он идет к ней, несмотря ни на что.

- Что представляет собой ваш новый проект?

- Проект, который я разработала, состоит из трех этапов. Это цикл тренингов, который направлен на поиск своего внутреннего «Я», на поиск проблемы в жизни человека и ее решение с помощью собственного потенциала.

Участнику тренинга предлагается модель, которая помогает людям меняться. В первой части, которая называется «Ковер жизни», участники тренинга на протяжении трех часов рассматривают себя изнутри, находят позитивные моменты в своей жизни, определяют пути, которые помогли преодолеть сложные ситуации.

- Выше вы сказали, что в гагаузском обществе существует проблема с самим менталитетом. Что же не так с нашим менталитетом?

-У вас общество депрессивное, плюс в нем много негатива. Именно с этим и нужно бороться.

- Как по-вашему, с чем это связано?

- Мне кажется, что отправной точкой явился развал Советского Союза. Люди испытали определенный шок, от которого до сих пор не избавились. В Советском Союзе все решали за нас. «Включать мозги» тогда было не свойственно обществу.  А вот после развала СССР, чтобы выжить, необходимо было «включить мозг» на все 100%. Но не все люди сумели перестроиться, особенно старшее поколение. 

Плюс ко всему, сейчас идет активное политическое зомбирование. Народ намеренно держат в подвешенном состоянии, чтобы легче было им управлять. Почему-то и люди легко поддаются этому влиянию.

- Есть ли у вас уверенность, что ваша деятельность поможет гагаузскому консервативному и депрессивному обществу измениться?

- Я искренне надеюсь, что благодаря этому проекту постепенно начнет формироваться параллельное общество, в котором люди будут подставлять друг другу плечо, начнут двигаться вместе в правильном направлении. Я верю в то, что наши тренинги откроют людям глаза на многие вещи.  Я вижу, что у людей есть желание меняться и менять все вокруг. В них заложен огромный потенциал, который сегодня пока еще не проявляется.  

- Что больше всего волнует наших людей?

- Я заметила, что тема «В чем смысл моей жизни» сегодня очень востребована. Например, некоторое время назад я общалась с одним успешным бизнесменом. Он сказал: «Я успешен. Я добился всего, чего хотел. Но, сказать, что я счастлив, не могу. Я не получаю удовольствия от того, что я делаю». И таких примеров много. Я их прекрасно понимаю, потому что сама долгие годы мучилась вопросом о своем месте «под солнцем».

- Кто оказывал содействие в проведении первых тренингов?

- Первой откликнулась Людмила Митиогло из Центра «Про-Европа», которой понравилась моя идея. Сотрудники центра помогли нам собрать первую группу из 10 человек. Вскоре пошла волна желающих посещать наши тренинги. Вообще, я планировала до конца прошлого года закончить пилотный проект и потом делать вывод, стоит ли продолжать. Но, поскольку пошла вторая волна тренингов, вопрос отпал сам собой. С каждым днем все больше людей пишут мне и звонят.

- Сколько человек сейчас посещает ваши тренинги?

- Из 82-х человек только один, после первого тренинга, отказался их посещать.  Остальные приходят с удовольствием.

- Чувствуете ли вы удовлетворение от своей работы?

- Вы знаете, на своих тренингах я чувствую искреннюю благодарность от людей, которые находят в себе позитив, и постепенно выходят из той депрессии, в которую себя вогнали много лет назад. Ради этого результата я готова себе отказывать во многом, только чтобы приносить людям положительные эмоции, в которых они так нуждаются.

- Планируете ли вы расширить географию своей деятельности?

- Да, и это уже происходит. Наши тренинги проходят и в Кишиневе. Далее я планирую проводить такие тренинги по всей стране, ведь проблема, о которой мы говорим, является проблемой для всего постсоветского пространства. Я планирую через пять лет бывать не только в Молдове, но и в Украине, и в Грузии. В Украине я уже веду переговоры.  Мне хочется мотивировать людей на включение своих внутренних ресурсов для решения своих проблем.

- Ольга, вы начали изучать гагаузский язык. Для чего?

- Чтобы лучше понять людей, культуру, нужно знать язык, на котором они говорят.

Я росла в Казахстане и моя бабушка не знала ни слова по-русски, хотя все вокруг говорили на нем. В семье мы общались только на немецком языке, тем самым сохранили свою культуру. И только в первом классе я выучила русский язык. Когда мы вернулись в Германию, мы больше знали о немецких традициях и обычаях, чем те, кто там жил.

- За что вы любите Гагаузию?

- Мне многое здесь пришлось пережить, в том числе и предательство близких людей. Несмотря на этот негатив,  Гагаузия сделала меня сильнее.

- Спасибо, Ольга, за интересную беседу. Надеемся, что благодаря, в том числе, и вашим кропотливым усилиям, мы успеем пожить в новом гагаузском обществе.

Фото из архива 
О. Парцани.