Какой урон нанесла экономике Гагаузии пандемия коронавируса и засуха? Какие макроэкономические показатели нам прогнозируют специалисты? И почему штатное расписание Исполнительного комитета вызывает так много дискуссий? На вопросы редакции газеты «Вести Гагаузии» отвечает начальник Главного управления экономического развития и туризма Наталья ЧУВАЛЬСКАЯ.

- Наталья Петровна, есть ли сегодня у властей Гагаузии четкая стратегия экономического развития нашего региона?

- Безусловно, такая стратегия есть, и ее основные цели и задачи отражены в Программе деятельности Исполнительного комитета на 2019-2023 годы. Это достаточно объемный и детально проработанный документ, отмечу лишь основные приоритеты экономического развития.

Первое. Гагаузия должна стать индустриально развитым регионом. Открытие новых промышленных площадок поможет создать тысячи достойно оплачиваемых рабочих мест и значительно увеличит налоговые поступления в бюджет Гагаузии. Поэтому вместе с правительством нашей страны мы создали и активно развиваем промышленные площадки в Комрате и Чадыр-Лунге, Зону свободного предпринимательства «Валканеш» в Вулканештах и две ее субзоны в Комрате и Чадыр-Лунге.

Наверняка, вы помните, сколько было критики в адрес властей, когда создавались эти промышленные площадки… Время показало, что эта критика носила спекулятивный характер. Только один резидент промышленного парка в Комрате - предприятие Fujikura - создал свыше тысячи рабочих мест. Мы ведем переговоры и с другими инвесторами.

Второе. Развитая экономика немыслима без современной инфраструктуры. Потенциальный инвестор никогда не придет в регион, где плохие дороги, перебои с водоснабжением, трудности с подключением к электроэнергии, газу и другим коммуникациям. Сегодня в Гагаузию инвестируются сотни миллионов леев, прежде всего, в дорожную инфраструктуру. Речь идет о трассах Комрат-Вулканешты, Чадыр-Лунга-Твардица, Авдарма-Ферапонтьевка, объездной Комрата, Баурчи-Конгаз. Помимо этого, к промышленному парку в Чадыр-Лунге подводится газопровод высокого давления, а в будущем году начнется строительство новой высоковольтной ЛЭП Вулканешты – Кишинев, проходящей через территорию Гагаузии. Все эти проекты значительно улучшат качество жизни в автономии и сделают наш регион более привлекательным для локализации производств.

Наш третий приоритет - это улучшение деловой и инвестиционной среды, налаживание постоянного диалога с региональным, молдавским и зарубежным бизнесом. Бизнесмены и инвесторы, в частности, - очень осторожные люди, которые действуют по правилу «семь раз все взвесь и только потом принимай решение». И это понятно, ведь они рискуют собственными средствами. Кроме того, мы не должны забывать и о том, что сегодня за внимание инвесторов боремся не только мы, а еще и Кишинев, Кагул, Унгены, Бельцы и другие регионы Республики Молдова. И такие мероприятия, как Инвестиционный форум InvestGagauzia, помогают нам выгодно высветить экономические преимущества Гагаузии.

- Пандемия коронавируса нанесла ощутимый удар по мировой экономике. В какой мере пострадала экономика Гагаузии?

- В этом году Гагаузия столкнулась сразу с двумя вызовами - это пандемия коронавируса и небывалая засуха. Особенно пострадали предприятия из Гагаузии, ориентированные на экспорт. Так, по данным Таможенной службы Республики Молдова, за 9 месяцев текущего года внешнеторговый оборот автономии составил 2 миллиарда 361 миллион леев. Это на 243 миллиона (или на 9%) меньше, чем в прошлом году за тот же период. Если говорить только об экспорте за первые 9 месяцев, то он тоже упал на 11,6%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составил 1 миллиард 276 миллионов леев. А как вы понимаете, падение экспорта ведет за собой и сокращение налоговых поступлений в бюджет.

В то же время, не могу не отметить и позитивный момент. Несмотря на общее падение внешнеторговых операций, сальдо торгового баланса сложилось положительным и составило 191 миллион леев. Проще говоря, в этом году мы больше продавали за рубеж, чем покупали за рубежом.

- Особенно пострадал малый бизнес…

- Конечно, ограничительные меры, введенные для борьбы с коронавирусом, ударили по малому бизнесу. В непростой ситуации оказались индустрия красоты, розничная торговля, гостиницы, рестораны и кафе, транспортные перевозчики. Для нас очень важно, чтобы малый бизнес продолжал работу, и чтобы в этом секторе не происходило сокращение рабочих мест.

- Какую помощь оказали власти Гагаузии малому бизнесу, который понес потери из-за ограничительных мер?

- Большая часть малых предпринимателей в Гагаузии работают на основании предпринимательского патента. 15 мая 2020 года был принят Закон АТО Гагаузия № 54 «О мерах поддержки экономических агентов АТО Гагаузия, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе индивидуального предпринимательского патента». Этот закон предусматривает освобождение патентообладателей от обязанности вносить плату за индивидуальный предпринимательский патент до 31 декабря 2020 года.

Многие работают и по упрощенной системе фиксированного налога в соответствии с Законом АТО Гагаузия «О налоговом свидетельстве». Для этой категории предпринимателей 15 мая 2020 года принят Закон АТО Гагаузия «О мерах поддержки экономических агентов АТО Гагаузия, осуществляющих деятельность на основе налогового свидетельства». Закон предусматривает приостановление платы за налоговое свидетельство экономических агентов.

- По Вашим прогнозам, каковы будут экономические итоги 2020 года?

- Нашим управлением был разработан Прогноз социально - экономического развития Гагаузии на 2021 год и расчеты на 2022-2023 годы. В расчет было взято и негативное влияние на развитие экономики региона пандемии COVID-19 и жесточайшей засухи 2020 года.

Объем промышленного производства в 2020 году ожидается в пределах 1 миллиарда 630 миллионов леев с незначительным ростом, по сравнению с 2019 годом. В 2021 году прогнозируется рост по отношению к 2020 году на 3%, а в 2022 и в 2023 годах - ежегодное увеличение объемов по сравнению с предыдущим годом на 5%.

Размер среднемесячной заработной платы в 2020 году увеличится, по сравнению с предыдущим годом, на 5,5% и составит около 5860 леев. В последующие годы прогнозируется рост размера среднемесячной заработной платы, в 2021 году - на 8,5%, в 2022 году – на 8,0%, в 2023 году – на 9,7%.

- Мы подошли, пожалуй, к главному вопросу. Учитывая сложную ситуацию в экономике, какой проект бюджета на будущий год предлагает Исполнительный комитет?

- Предложенный проект бюджета АТО Гагаузия на 2021 год одобрен Исполнительным Комитетом Гагаузии по доходам и расходам в 1 миллиард 119 миллионов леев. Это на 3,5% больше, чем годом ранее. Проект бюджета АТО Гагаузия на 2021 год сбалансирован и не предусматривает дефицит.

- Не можем обойти стороной вопрос штатов в Исполкоме. Какая штатная численность утверждена во всех управлениях и ведомствах Исполнительного Комитета на 2021 год?

- Давайте подробнее остановимся на этом аспекте. В 2021 году штатная численность всех подразделений не претерпит ощутимых изменений и составит 984 штатных единицы.

Из общего количества в 984 штатные единицы лишь 335 единиц – это сотрудники Главных управлений и районных администраций Исполнительного комитета. Более того, из 335 единиц надо вычесть еще 78 единиц технического персонала (секретари, водители, уборщицы, сторожа). Таким образом, управленческий аппарат региональных властей составляет всего 257 единиц.

- Итак, мы разобрались, что из 984 единиц непосредственно в Главных управлениях и районных администрациях Гагаузии задействованы 335 единиц. А где же оставшиеся 649 единиц?

- В данную цифру входят штатные единицы служб, подведомственных Главным управлениям. В первую очередь, это наши социальные службы, а именно персональные ассистенты (283 единицы), социальные ассистенты (52 единицы), а также патронатные воспитатели, творческие коллективы, библиотекари, музыканты духового оркестра, сотрудники Научно-исследовательского центра им. Марии Маруневич. Как я уже отметила, львиную долю в этой структуре составляют именно персональные и социальные ассистенты. То есть те, кто помогает жителям Гагаузии, оказавшимся в сложной ситуации – лежачим больным, нуждающимся в опеке, пожилым людям без попечения детей, многодетным семьям.

Исполнительный комитет предлагает в 2021 году увеличить количество штатных единиц на 72 с половиной единицы. И, в первую очередь, мы предлагаем увеличить на 60 единиц именно штатные единицы в социальных службах. Это мизер от необходимого. К нам поступили заявления на предоставление персонального ассистента 413 нуждающимся, в том числе 52 несовершеннолетним. И за каждым заявлением стоит огромная человеческая беда и боль. Есть тяжелобольные люди, которые просят о персональном ассистенте на протяжении шести лет.

Кроме того, дополнительные штатные единицы нужны в связи с появлением новых объектов на балансе властей Гагаузии. Прежде всего, это дом-музей первого Президента Гагаузской Республики Степана Топала, а также региональный спортивный комплекс в Комрате.

- Почему каждый год, накануне принятия бюджета Гагаузии, возникает так много дискуссий относительно штатной численности во всех управлениях, ведомствах и районных администрациях Исполнительного комитета?

- Я абсолютно уверена, что те, кто спекулируют на этих цифрах, прекрасно понимают их природу. Но политически им выгоднее обвинять Исполнительный комитет в «раздутых штатах», «несоразмерном бюрократическом аппарате». Для абсолютного большинства депутатского корпуса в Народном собрании эти цифры обоснованы и приемлемы.

- В целом, как бы вы охарактеризовали минувший год и с какими планами встречаете 2021 год?

- 2020-й год был беспрецедентно сложным для экономического сектора автономии. И, тем не менее, наш бизнес выстоял и справился со всеми вызовами. Во многих случаях власти Гагаузии смогли оказать значительно большую поддержку пострадавшим секторам экономики, чем наши соседи в других регионах и даже в Кишиневе.

В 2021 году региональные экономические программы будут продолжены. Мы ожидаем приход новых инвесторов и начало новых масштабных инфраструктурных проектов в Гагаузии.

- Спасибо, Наталья Петровна, за разъяснения.