Президент России Владимир Путин отменил указ, принятый в 2012 году, который в том числе предусматривал найти мирные пути решения приднестровской проблемы на основе уважения суверенитета и территориальной целостности Молдовы. Что последует далее и как еще изменится взаимоотношения Молдовы и России? Как это скажется на Гагаузии?
Два прямо противоположных мнения высказали молдавские политические аналитики Богдан Цырдя и Виталий Андриевский.
Цырдя: “Действия высшего руководства страны и заявления вызывают тревогу”
Россия пересматривает концепцию внешней политики и делает это не только по отношению к Молдове, но по отношению к Европейскому Союзу и Америке. Связано это, прежде всего, с антироссийскими высказываниями представителей различных стран и организаций на международных конференциях, отмечает политолог Богдан Цырдя. В этой ситуации Молдову он называет лишь маленьким участком серьезной и напряженной игры.
“Участок, в котором могут начаться очень серьезные и нехорошие события, и, видимо, в контексте всего этого господин Путин и все руководство России решило пересмотреть свои подходы”, - считает Богдан Цырдя.
Министерство иностранных дел Республики Молдова приняло к сведению решение об отмене указа о внешней политике Российской Федерации от 2012 года.
“Мы внимательно рассмотрим содержание новой концепции, как только она будет обнародована. Что касается подхода нашей страны к Приднестровскому урегулированию, мы твердо придерживаемся процесса мирного урегулирования конфликта.
Мы также продолжим требования вывода российских вооруженных сил с территории Молдовы, в соответствии с обязательствами”, - заявил пресс секретарь ведомства Филип Кожокару.
Такую реакцию министерства Богдан Цырдя назвал крайне сдержанной, но серьезную тревогу, по его словам, вызывают действия высшего руководства страны и заявления, сделанные за последние две недели.
“Мы увидели заявление премьер-министра Дорина Речана о демилитаризации Приднестровья. Увидели его заявление о том, что мы должны вооружаться, что мы уже в бюджете заложили деньги на закупку ПВО. Видим жесткие заявления в адрес Приднестровья. Мы видим, что Майя Санду ещё говорит о гибридной войне с Россией, не понимая понятия гибридной войны. Гибридная война - это не только экономические, информационные, кибернетические операции, но и действия военного характера. Это крайне опасные и крайне безответственные заявления”, - подчеркнул Богдан Цырдя.
Частые упоминания Молдовы на международных площадках, по мнению политолога, лишь дают понять, что ситуация накаляется.
“На всех брифингах Сергея Лаврова и представителя МИД России Марии Захаровой проблема взаимоотношений между Россией и Молдовой постоянно присутствует. Мы видим заявление президента Украины Владимира Зеленского. Он говорит о государственном перевороте в Молдове. Он говорит о захвате аэропорта. То он говорит, что Россия ударит по Приднестровью. То нам предлагает вместе ударить по Приднестровью. Всё это говорит о том, что нас завлекают в военный “кейс”. Назовем это так. Это, безусловно, может отразиться на концепции внешней политики России. Но я больше боюсь конкретных ситуаций. Политических и военных, которые могут у нас тут вспыхнуть в результате вот всех этих заявлений, действий и неадекватных реакций”, - сказал Богдан Цырдя.
Андриевский: “Кишиневу безразлично, будет Путин признавать суверенитет Молдовы, или нет будет”
Политолог Виталий Андриевский считает, что положительных изменений во взаимоотношениях между Молдовой и Россией не будет до тех пор, пока Россия не выполнит требования нынешних властей нашего государства.
“Если Россия требует, чтобы мы были нейтральной стороной, она должна вывести свою армию с территории Молдовы. В данной ситуации речь идет о Приднестровье. Чтобы мы могли налаживать нормальные отношения, Россия должна прекратить войну в Украине, вывести с Украины свои войска”, - считает политолог Виталий Андриевский.
Что же касается решения приднестровской проблемы и решения суверенитета Молдовы, Виталий Андриевский сказал:
«Нам сегодня абсолютно безразлично, какие решения принимает Кремль и лично Владимир Путин по этим вопросам урегулирования приднестровского вопроса. Армия России не продвинулась к границам Приднестровья. По сути дела, они не могут уже контролировать этот регион, как они раньше контролировали, имея определенное влияние в Кишинёве, ну и сохраняли пока свое влияние в Тирасполе. Поэтому будет он признавать суверенитет Молдовы и территориальную целостность или не будет, это сегодня меньше всего волнует Кишинёв. Молдова ничего против России, как страны, не имеет.
Молдова имеет претензии к той политике, которую проводит руководство России во главе с Владимиром Путиным».
На заявления главы МИД России Сергея Лаврова о том, что «из Молдовы делают вторую Украину», политолог Виталий Андриевский предлагает гражданам страны реагировать спокойно.
«Россия если бы имела возможности, и они это планировали, они бы «оттяпали» Приднестровье. И более того, они попытались бы взять под полный контроль Гагаузию и заставили бы своих людей в Гагаузии объявить независимость от Молдовы. И при необходимости ввели бы свои войска на территорию Гагаузии.
Но с учётом того, что они остановлены, что отброшены даже от Херсона, все эти планы провалились. И с учётом той громадной помощи, которую запад сейчас оказывает Украине, их невозможно уже реализовать. Уже запад не допустит какого-то наступления России дальше Украины. И гагаузам, которые мечтают, что придут русские,нужно забыть об этой мечте, и приднестровцам тоже не очень уже надеяться на Россию, а думать, как налаживать отношения с Кишиневом, чтобы вместе решать те проблемы, которые имеются на обеих берегах Днестра», - сказал Виталий Андриевский.
Цырдя: “Закон о сепаратизме касается и гагаузов”
По мнению политолога Богдана Цырдя, жителям Гагаузии все же есть чего опасаться.
“Уже в контексте Мюнхенской конференции Майя Санду подписала указ о Законе «О сепаратизме». Этот закон касается и гагаузов. И всё это в контексте разговоров о том, что автономию нужно отменить, в контексте там арестов некоторых депутатов НСГ, в контексте прямых наездов на башкана Гагаузии и так далее. Все это безусловно очень сильно напрягает ситуацию и создает обоснованное подозрение, что этот закон направлен против Гагаузии”, - сказал политолог.
Россия следит за ситуацией в Гагаузии и ее взаимоотношениями с Кишиневом, говорит Богдан Цырдя. Но последует ли реакция и поддержка, задается он вопросом.
«Тот факт, что на уровне заявлений российского МИДа Гагаузия
присутствует, и озабоченность была выражена неоднократно тем, что существуют определенные взаимные недопонимания между Комратом и Кишиневом, так вот, это слышно и в Москве уже. И безусловно, это ни о чём хорошем не говорит», - подчеркнул эксперт.
Александра Чобан