В 2021-м году исполняется 10 лет с момента повторной регистрации научного учреждения в регистрационной палате министерства юстиции Молдовы. Текущий год в Гагаузии объявлен годом Научно-Исследовательского Центра им. М. В. Маруневич.

Одной из задач создания в Гагаузии своеобразного подобия собственной Научной академии было повышение интереса талантливых людей к привлекательным исследованиям истории и культуры гагаузского народа, убедить молодое поколение в востребованности профессии ученого, скорректировать его образ в массовом сознании, сделав его более современным и значимым.

За годы своего существования Научно-Исследовательский Центр им. М. В. Маруневич прошел сложный и насыщенный путь, пережил непростой период становления, развития, популиризации. Сегодня эта гагаузская мини-академия наук известна не только в автономии, но и далеко за ее пределами, включая не только страны тюркского мира.

О том, как все начиналось и какие перспективы у гагаузской науки, мы поговорили с экс- директором НИЦ, доктором наук, старшим научным исследователем НИЦ Гагаузии Петром ПАШАЛЫ.

- Петр Михайлович, давайте вспомним, как все начиналось.

- В конце 90-х и начале 2000 годов очень важно было привлечь внимание властей и общества к такой научной сфере, которая была названа учеными гагаузоведением. Осознать и познать престиж этого направления было делом изрядной сложности, а создать хоть мало-мальскую материальную базу еще сложнее. Несколько лет НИЦ, созданный доктором наук, ныне покойной Марией Васильевной Маруневич, ютился в двух помещениях одного из комратских детских садов, сотрудники работали без элементарных человеческих условий. Слава Богу, еще живы соратники М.В. Маруневич, стоявшие в первых рядах кадров НИЦ Гагаузии. Среди них: Сырф В.И., Никогло Д.Е., Булгар С.С., Банкова И.Д., Градинар Д.П. и другие. Им есть что и кого вспоминать. А о вкладе в гагаузоведение докторов наук Курогло С.С., Покровской Л.А., Гайдаржи Г.А, Губогло М.Н., Чеботарь П.А. и Каранфил Г. можно говорить долго и убедительно. В то время для нас иметь собственную крышу над головой было даже важнее, чем увеличение финансирования исследований. И так продолжалось довольно долго, до 2014-го года. Слава Богу, в руководстве Гагаузии затем нашлись люди, которые поняли, что систему нужно менять. Без опоры на собственные научные исследования все обещания остаются лишь пустыми словами, нужны действия. Причем, действия, основанные на глубоких научных исследованиях, а не только на краеведении.

Отрадно, что со временем ситуация коренным образом изменилась. Сегодня НИЦ Гагаузии проводит общественно-важные научные мероприятия: конференции, симпозиумы, встречи с авторами, презентации новых научных изданий и многое другое. Все эти мероприятия освещаются прессой, к нам в автономию приезжают министры, президенты Академий наук, ученые всемирно известных научных институтов и центров. Все трудности приема и размещения гостей такого уровня остались далеко позади. В свою очередь, ученые из Гагаузии также участвуют в реализации многих научных программ и проектов как в Молдове, так и в других странах Евразии.

- Каких реальных успехов и результатов смог добиться НИЦ в период Вашего руководства?

- 1) Были созданы кадровая и материальная база научных исследований. Среди 20-ти сотрудников было набрано 7 докторов наук и 3 аспиранта. Все обеспечены рабочими местами, персональными компьютерами. Созданы научный архив и библиотека, собственная мини-типография. В бюджете автономии ежегодно для финансирования научных программ выделяется 0,5% финансовых ресурсов. Сумма небольшая, но значимая.

Создание Научно-Исследовательского Центра дало нам возможность запустить сразу несколько важных проектов, работа над которыми шла практически одновременно. В частности, мы начали подготовку и издание многотомной серии «Классики гагаузоведения». В библиотеках Гагаузии стали появляться новые тома трудов Марии Маруневич, Гавриила Гайдаржи, Валентина Мошкова, Савелия Экономова. В очередь на издание встали труды Диониса Танасогло, Людмилы Покровской и др. Все эти книги поистине составляют сокровищницу культуры нашего народа.

Благодаря налаженному тесному сотрудничеству НИЦ Гагаузии с Центром по исследованию межэтнических отношений Института этнологии и антропологии Российской академии наук под руководством нашего знаменитого профессора Михаила Николаевича Губогло, ученый мир и общественность Молдовы и России получили уникальный трехтомник «Человечность», «Этничность», «Идентичность» и двухтомник «Гагаузы в мире и мир гагаузов».

Был пройден сложный путь и проделан большой труд по разработке учебных пособий на гагаузском языке для учащихся школ автономии. Вместе с тем, были подготовлены и изданы первые учебники по дисциплине «Gagauz halkin istoriyasi, kulturasi hem adetleri», и ими пользуются учителя и учащиеся 3-4 классов гимназий и лицеев. Продолжение этого международного проекта требует специального финансирования и современных административных усилий, ведь в нем принимают участие не только гагаузские ученые, но и из Молдовы, Германии.

- Какие межкультурные и научные связи сумел наладить НИЦ на ранних этапах своего существования?

- Еще на закате советского периода планировалось наладить сотрудничество между учеными Санкт-Петербургской Кунсткамеры и Гагаузии, но дальше взаимных визитов дела не продвигались. Только с созданием НИЦ Гагаузии, при поддержке Исполкома и Правительства Санкт-Петербурга в 2016 году в Смольном был заключен договор о научно-техническом сотрудничестве двух учреждений. В результате, часть этнографических экспонатов, собранных генерал-лейтенантом Валентином Мошковым и хранившихся более 100 лет в музее имени Петра Великого, начали возвращаться домой в виде каталога коллекции «Гагаузы».

Нашей главной задачей и тогда, и сегодня остается создание эффективной и работающей «смычки» науки XIX-XX веков с инновациями XXI века. Пока этого не будет, пока не возникнут цепочки научно-технического и культурного сотрудничества с учеными разных стран и регионов, не возникнет и государственная поддержка научных исследований, стимулирование превращения знаний в технологии.

Отрадно, что нынешнее руководство НИЦ Гагаузии, набрав опыт в первые годы работы коллектива, сумело успешно реализовать десятилетнюю программу. Но сейчас назрела необходимость в новом планировании и финансовом обеспечении на следующее десятилетие, которое уже могло бы включить в себя исследования прикладного характера в отраслях экономики, здравоохранения, образования, информационных технологий.

- В последние годы, наблюдая со стороны, приходится констатировать, что Академия наук Молдовы постепенно приходит в упадок. Если такое отношение к науке наблюдается в стране, находящейся в центре Европы, то чего нам ожидать здесь, на периферии?

- Мое глубокое убеждение: не только нам, но и всей системе научных учреждений Молдовы срочно нужна «перезагрузка». Судя по наблюдениям, АН РМ несется вниз, как «в падающем лифте». В 1991 году учреждения АН Молдовы насчитывали около 30 тысяч человек. Сколько их осталось в 2021-м году, сложно сказать, видимо, в 10 раз меньше. Науку в стране финансируют плохо, молодых ученых не хватает, ситуация близка к катастрофической - об этом недавно говорили наши коллеги на Генеральной ассамблее Академии наук Молдовы.

Как исправить сложившееся положение, как наладить сотрудничество в цепи школа – университет - наука? Ответ, на мой взгляд, очевиден: надо начинать со школы, причем, с начальной. Сопровождение будущей научной элиты нужно наладить через отбор мотивированных преподавателей и старшеклассников. Тем самым мы сможем поднять и престиж профессии учителя. Кстати, о престиже учителя сегодня вспоминают только на ежегодных августовских педагогических конференциях. А если эту работу не проводить или проводить так, как мы ее проводим в последние десятилетия, то число студентов на педагогические специальности в ВУЗах будет лишь неуклонно уменьшаться.

Как мотивировать молодежь загружать мозги знаниями, а не искать легкого заработка в науке, да и в других сферах, вопрос не праздный, а весьма современный. У нас, поколения, живущего на стыке двух столетий, есть возможность сравнивать уровень подготовки студентов в 1950-80 годы прошлого века и 2000-е годы 21 столетия. Тот уровень был гораздо выше, и мое поколение эту разницу хорошо видит и чувствует. Но уровень подготовки кадров падает во всем мире, и это не только наша беда. Соответственно, для подготовки новой плеяды научных светил по аналогии с Губогло, Курогло, Гайдаржи, Покровской и Маруневич, воспитание будущих ученых надо начинать опять же со школ Гагаузии, с Комратского Государственного университета, Светловского АТК и других учебных заведений автономии. При этом нельзя забывать о талантливых детях наших соотечественников, по разным причинам живущих сегодня в Украине, Турции, России, США, Германии и других странах, где представлена гагаузская диаспора.

Считаю, что в Гагаузии, да и в Молдове, еще существует неутраченный потенциал для развития. Важно, чтобы молодое поколение осознавало свою роль, а старшее ему в этом помогало. Нам не стоит копировать чей-то опыт - у нас есть своя история. Ее надо продолжать, осовременив и перезагрузив талантливыми людьми, желающими быть полезными нашей стране и своей малой родине.

Подготовила Наталья ЧЕБОТАРЬ.