К 82-летию со дня рождения С.Курогло
Степан Степанович Курогло (1940-2011) - гагаузский поэт, прозаик, этнограф, историк, организатор науки, школьный учитель и вузовский преподаватель, политический и общественный деятель. А если одним словом - гагаузовед. Это был высокообразованный и увлеченный специалист в области материальной и духовной культуры своего народа, обладавший энциклопедическими знаниями. Любой студент, молодой ученый, журналист или библиотекарь мог получить у него квалифицированную консультацию по всем вопросам, касающимся гагаузов.
В 1973 г. в Гайдарскую среднюю школу № 7, в которой я учился в восьмом классе, пришел гость - статный, интеллигентный молодой мужчина в безукоризненном светло-сером костюме и водолазке. Его спортивная осанка и гордый взгляд были не от мира сего. «Очередной инспектор из районо, наверно», - подумалось тогда мне. Но сопровождавший гостя директор школы Иван Иванович Чебан сообщил, что перед нами - гагаузский поэт Степан Курогло.
Гагаузский поэт? Настоящий? А что, бывают такие? Мы были в смятении. Но самое удивительное было то, что поэт заговорил на… нашем родном языке. Прямо в классе! У нас был четкий стереотип: на гагаузском мы могли общаться дома, на улице, в школе на переменах, но в классе? Это было в диковинку. Целый урок гость читал нам свои стихи и народные четверостишия «маани», рассказывал интересные истории, расспрашивал нас о разных житейских вещах. И всё это - на нашем родном языке. Мы были шокированы. Помню, в одном из его стихотворений нам было непонятно слово «йуртлук». Он объяснил, что это слово архаичное и означает «усадьба, дом, родной край». Оказывается, известное нам русское слово «юрта» заимствовано из тюркских языков, а у нас оно исконное, родное.
Через два года я уехал на учебу в Кишинев. Здесь нас, студентов-гагаузов, часто собирал, воодушевлял, опекал тот самый гость гайдарской школы. Мы интересовались историей, родным языком, литературой, фольклором. Многократно собирались у Степана Степановича в его тесной, но гостеприимной квартирке на ул. Л. Толстого. Мы - это я, Степан Булгар, Фёдор Мариноглу, Георгий Генов, Михаил Кайкы, Матрёна Замфир, Елена Цонева, Елена Григорьева, Тамара Соколова и др. Наставник открывал нам глаза на многие аспекты жизни нашего народа. В свою очередь, он просил каждого из нас рассказывать услышанные от старших пословицы, поговорки, загадки, народные притчи, анекдоты. Услышав интересный сюжет, фразеологизм или просто новое слово, Степан Степанович тут же доставал прямоугольную перфокарту бежевого цвета - из тех, которые тогда использовались в первых электронно-вычислительных машинах, - и записывал. Этих карточек у него было великое множество. Мы с упоением общались до позднего вечера. Хозяйка дома Надежда Павловна угощала нас чаем, пирогами, печеньем. По прошествии десятилетий я не раз задавался вопросом: как она нас терпела? Ведь наши визиты к Курогло были достаточно частыми, многолюдными и продолжительными.
Летом 1977 г. Степан Степанович организовал фольклорно-этнографическую экспедицию по гагаузским селам, в которую был включен и я. Мы ездили из одного гагаузского села в другое. Останавливались, как правило, в школьном спортзале или в пионерском лагере. С утра каждый получал задание, и мы расходились: кто в сельсовет - переписывать имена и фамилии жителей из амбарных книг, кто в гости к какому-нибудь старожилу - записывать фольклорные материалы. Помню, в селе Баурчи я интервьюировал колоритного усатого деда, державшего у себя дома корчму. Во дворе, под тенью виноградной лозы, стояло несколько столов, за которыми сидели компании любителей выпить и пообщаться на мужские темы. Мы с дедом тоже угостились стаканчиком красного вина и приступили к работе. Но вот, когда я дописывал очередную дедову байку, посетители корчмы затеяли горячий спор, который через несколько мгновений перерос в потасовку с криками и пыхтением. В центре двора образовалась этакая куча мала из пяти-шести человек, похожая на групповой кулачно-борцовский поединок. Я оторвался от своих записей и напряженно следил за происходящим. Вдруг дед бойко вскочил и засеменил в противоположную от эпицентра событий сторону, схватил с крыши сарая длинную палку и направился в сторону бузотёров. «Неужели он их будет лупить этой палкой!» - подумалось мне. Но нет, дед подошел к ним и безо всякого замаха стал тыкать участников конфликта палкой - одного, потом другого, третьего. Стали раздаваться истошные крики тех, кого коснулась палка. Один за другим они останавливались и начинали ощупывать места контактов с палкой, у кого-то появилась на руках кровь. Очень скоро потасовка прекратилась, все застыли и только тяжело дышали, удивленно оглядываясь по сторонам. Потом все посмотрели на деда, который невозмутимо стоял рядом. Угрожающе приподняв палку, он скомандовал жестким тоном: «А ну-ка все сели по местам!» Как это ни странно, все тут же успокоились и подчинились, рассаживаясь по столам, недовольно бурча и ощупывая свои ссадины и синяки. А дед вернулся на место и положил свою «волшебную» палку у ног.
- Как вам удалось без единого удара остановить эту драку? - вполголоса спросил я у деда. - А ты внимательно посмотри на палку, - ответил он, - ты думаешь, мне впервой приходится успокаивать этих пьянчуг!
Я осмотрел палку и заметил на ее конце небольшое, едва заметное шило…
Степан Степанович многое успел в жизни. Он защитил диссертацию. Написал несколько научных монографий, сборников поэзии и прозы. В середине восьмидесятых, наряду с Марией Васильевной Маруневич (Василиогло), он был главным инициатором создания в Академии наук Молдавии Oтдела гагаузоведения. Кроме подбора кадров и реализации научных планов, ему пришлось искать и находить аргументы, чтобы убедить вышестоящие инстанции в необходимости создания такого уникального научного подразделения. Здесь он проявил всю свою настойчивость, убежденность, дипломатию. В рамках отдела под руководством С. Курогло были организованы комплексные научные исследования, в том числе экспедиции в Запорожскую область Украины и Кабардино-Балкарию, в ходе которых было собрано множество уникальных фольклорных, лингвистических и этнографических материалов. Многое из собранного введено в научный оборот, остальное хранится в архиве отдела.
Созданный еще в советское время отдел гагаузоведения функционирует по сегодняшний день. Сотрудники отдела - это ученики и соратники Степана Степановича. А сам отдел - его детище. Думается, было бы логично и справедливо присвоить отделу имя его основателя.
В конце 80-х гг. на повестку дня встали политические проблемы. Гагаузы осознали себя единой общностью и поднялись на защиту своих национальных интересов. Степан Степанович с головой ушел в политику. В это судьбоносное время он был избран депутатом Парламента страны. Митинги, забастовки, съезды, резолюции, декларации, конфронтация с официальным Кишиневом - вся эта борьба, к удивлению всего мира, завершилась в 1994 г. созданием гагаузской автономии в составе Молдовы.
Не меньшую активность Степан Степанович развивал и на культурном фронте. Он неустанно разъезжал по гагаузским селам, встречался с людьми, участвовал в работе семинаров, конференций, презентаций, фольклорных фестивалей. «Я паломник Буджака», - говорил он полушутя-полусерьезно. Очень любил генерировать идеи. В Вулканештах по его инициативе была учреждена «Гагаузская национальная ярмарка веселья» («Gagauz milli Şennik panayırı»). К сожалению, ярмарка прошла всего несколько раз, и в силу разных причин сошла на нет. Но идея была отличная! Гагаузы любят юмор и веселье. А вот еще одна инициатива С. Курогло оказалась более живучей: уже свыше двадцати лет в Чадыр-Лунге в рамках национального праздника Хедерлез проходят ежегодные конные скачки «Золотой конь» («Altın at»). В своем роде это самое массовое зрелище не только в Гагаузии, но и, пожалуй, во всей Молдове. Каждый год 6 мая на Чадыр-Лунгском ипподроме собираются многочисленные участники и гости с разных концов республики и даже из-за границы.
Степан Степанович Курогло прожил интересную, яркую жизнь. Он был настоящим патриотом. Служение своему народу было для него не бременем, а написанной на роду высокой миссией.
Пётр ЧЕБОТАРЬ.
И.о. зав. отдела языка, литературы и фольклора НИЦ Гагаузии им. М.В. Маруневич.