Почти два года мир живет с пандемией, которая стала сильнейшим потрясением не только для социальной сферы, но и для бизнеса. Насколько сложным стал этот период для предприятий и каковы перспективы выхода из кризиса, мы спросили у нескольких предпринимателей. Вот что они нам ответили. 

viber image 2019-11-06 10-37-261Александр Бабогло, IT-компания "Точка роста"

Пандемия, которая заставила бизнес перейти в интернет, вынудила либо трансформироваться в условиях жесткого кризиса, либо уйти с поля битвы. Я уверен, что интернет уже никуда не уйдет, поэтому каждый бизнесмен, который хочет сохранить своё предприятие, обязан хотя бы частично, но перевести дело в интернет-пространство.

Что касается нашей компании, то мы не особо почувствовали на себе этот кризис, учитывая, что мы и так в основном были в онлайне. 

Новая задача, с которой мы столкнулись, заключалась в перестройке подхода к работе. Для нас было важно, чтобы сотрудники без постоянного контроля выполняли свои задачи на все сто, а для этого необходимо было настроить команду на самодисциплину, самоконтроль и т.д.

Из-за того, что мы начали работать удаленно (и продолжаем работу в таком режиме по сей день), мы ежедневно созванивались с командой. В девять утра мы все заходим в онлайн-комнату, обсуждаем задачи и кто их выполняет в этот день. В течении дня мы периодически созваниваемся, а вечером отчитываемся о проделанной работе. 

Валентина УзунВалентина Узун, компания "Azamet"

У нас три направления деятельности: дистрибьюция продуктов питания, производство, где мы работаем на экспорт, и ресторанный бизнес.  Пандемия по-разному повлияла на все три направления. Естественно, больше всего пострадал ресторанный бизнес. По производству нам пришлось отойти от всех наших стратегических планов, просто потому, что не было возможности участвовать в определённых выставках, продвигать продукцию. Что касается импорта продуктов питания, то эта сфера всё-таки в меньшей степени пострадала, потому что как бы ни было сложно, продукты людям нужны. 

Пандемия заставила нас перейти на онлайн-формат работы. Мы научились виртуально коммуницировать с партнерами и со своими сотрудниками. Я бы не сказала, что это более эффективно, но, как минимум, мы смогли адаптироваться в этой ситуации.  В любом случае нам удалось быстро восстановить бизнес-процессы, а в какой-то области процесс реабилитации еще идет.

Сегодня я очень переживаю за ресторанный бизнес, где мы можем быть заложниками новых ограничений.  

Но нам все-таки удалось остаться на плаву, во-первых, потому что мы работаем в достаточно стабильной сфере продуктов питания. Во-вторых, у нас достаточно хорошо налаженный бизнес. Мы смогли правильно и быстро сделать определённые изменения для сокращения затрат, чтобы остаться на плаву. В кризисные периоды маленький доллар лучше, чем большой ноль. Да и это не первый наш кризис. Плюс в том, что мы уже научились адаптироваться к ситуации с сохранением всех сотрудников. За два года мы не то, чтобы не сократили, а наоборот, увеличили свой штат.

imagesИгорь Ганя, компания "Ganea Group"

Наша компания за период пандемии поняла, что можно быть очень современными и быстрорастущими, но это не значит, что всё хорошо. Оказалось, что у нас огромное количество проблем и недочетов. Пандемия показала абсолютно всё: где у нас плохо, а где очень плохо. На самом деле я считаю это позитивным моментом, потому что лучше сегодня выявить недочеты, когда наши новые проекты только на первой стадии.

Мы провели глубокий анализ всего, и я понял, что за эти два года стал другим человеком, компания стала другой – мы стали сильнее. Да, может быть где-то потеряли, но мы никого не увольняли – а это уже результат. Мы проанализировали эффективность людей, и сегодня наши сотрудники получают зарплату за то, что делают, а не за то, что просто у нас работают. Таким образом они стали зарабатывать не меньше, но работать стали больше.

В самый разгар пандемии, в начале лета 2020 года мы решились на открытие промышленной пасеки в 2000 ульев. И пасека в Гагаузии уже показала более высокий коэффициент полезного действия, чем наши пасеки в Украине и Киргизии, куда было вложено намного больше времени, труда и инвестиций. 

Именно в этот период я осознал, что моей главной ошибкой было редкое общение с исполнителями. В основном я общался с руководителями, и мне казалось, что я получаю истинную информацию о реальной ситуации. Сейчас мы общаемся во всех вертикалях - у всех есть полноценный доступ ко мне и друг к другу. Молдова общается с Киргизией и Украиной, все делятся опытом и вместе стали вместе.  

людмила анастасоваЛюдмила Анастасова, компания "Goliat-Vita"

Наша компания занимается производством мебели. В период пандемии, когда нам пришлось три месяца сидеть дома, производство было приостановлено. Благо нам не пришлось никого сокращать, я выплачивала минимальную заработную плату из своего кармана, чтобы не потерять хороших специалистов. 

К сожалению, последствия пандемии ощущаются очень сильно. На сегодняшний день у нас существуют проблемы с сырьем. Во-первых, поставщики сырья переориентировались на другие страны, откуда увеличились объемы закупок. Теперь наша страна не настолько привлекательна в плане экспорта. Во-вторых, цены на сырье увеличилась в разы, что не только усложняет нашу работу, но и вынуждает нас повышать цены на товар, а тем самым уменьшается объем продаж. В-третьих, мы в большей степени сегодня работаем на заказ по тендерам. По условиям тендера, оплата осуществляется частями - в момент производства и по окончанию, поставщики же начали требовать единовременную оплату за сырье сразу же. Это, конечно, сильно осложняет нашу работу. 

В свою очередь, мы не можем выполнить свои обязательства перед клиентами. В этой ситуации мы можем быть подвержены санкциям в связи с нарушением поставок готовой продукции, а сами повлиять на ситуацию не можем. 

В результате на сегодняшний день более 40% наших сотрудников вынуждены были уволиться в поисках новой работы в связи с тем, что у нас упали объемы производства. А упали они не менее, чем на 30%. Печально, что перспективы в решении этих вопросов не обнадеживают.

Материал подготовила А.ЧЕРНИОГЛО.

Disclaimer SanInfo ru-02

 

 

 

Редактор проекта Светлана МУНТЯНУ.