• Печать

В Комрате прошли очередные лекции Сергея Пронина «Музыка гагаузов: вчера, сегодня, завтра». Сразу после этого Сергей Пронин выразил желание высказаться на страницах газеты по поводу проводимых им на протяжении 2017 года лекций о гагаузской музыке. Представляется, что содержание состоявшейся беседы вдумчивому читателю будет небезынтересно.

- Сергей, предложение провести беседу последовало от вас. Чем вызвана такая инициатива?

- На данном этапе своей деятельности в Гагаузии одной из ее целей является изучение и подготовка аудитории предполагаемых в будущем музыкальных мероприятий к необходимому для этого уровню слушательского восприятия. Мне кажется, что такая беседа способна этому благоприятствовать.

- Давайте, однако, начнем с вопросов к вам... Ваши лекции прошли во всех населенных пунктах АТО Гагаузия. Все это совершенно бесплатно. Согласитесь, выглядит это довольно странно: денег вы не просите, все организовывается самостоятельно и с большим энтузиазмом. Вы славы добиваетесь?

- Для чего я все это делаю - сказано выше. К этому следует присовокупить еще и само собой разумеющийся просветительский аспект... Лекции я провожу не бесплатно, а даром. Здесь есть определенное понятийное различие... Что касается славы, то ее я решительно сторонюсь. Что хорошего может принести слава? То, что тебя будут повсюду разглядывать и отвлекать? Хотя, увы, эта напасть при определенных обстоятельствах настигает в независимости от нежелания иметь с ней взаимоотношения. Я делаю то, что нахожу нужным делать, а там - будь что будет.

- Это, конечно, все очень здорово, но ваша самодеятельная деятельность может кому - то показаться и неким ребячеством. Несолидно как-то это порой выглядит.

- Я придерживаюсь иного смыслополагания и позиционирую то, что осуществляю  в Гагаузию, как дело чрезвычайно высокой общественной значимости. В Гагаузии есть уникальная европейско - азиатская культура. Развитие этой цивилизационной модели способно принести Гагаузии весомые репутационные и экономические дивиденды. В меру своих возможностей я продвигаю данную концепцию. Мне это интересно и в этом моя личная корысть... Отношение же к внешним проявлениям солидности у меня сугубо ироничное - как к атрибутам снобизма и ограниченности.

- Удивляет и то, что вы, не будучи связанным с Гагаузией этнически, проявляете к ней такое пристрастие. Вы и в Гагаузии, насколько я знаю, впервые побывали менее четырех лет назад.

- С одной стороны, в Гагаузии я вижу большое пространство для своей творческой деятельности. С другой - я обнаружил здесь сообщество людей, по многим свойствам близкое мне и понятное. Наверное, это оттого, что в своих умонастроениях я тяготею больше к традиционализму, а гагаузы пока еще сохранили многие качества подобной направленности, чего окрест них уже почти нет.

- Вернемся к основному тезису. Вы говорите о подготовке аудитории своих будущих мероприятий. Вы видите в этом вопросе какие-то сложности?

- Аудитория, которую я знаю, а это аудитория Украины и Молдовы, в массе своей к восприятию академической камерной музыки, тем более современной, а это тот вариант, который я рассматриваю для Гагаузии, готова далеко не всегда. Если аудитория не способна слушать словесный текст на вполне понимаемом ею языке, то слушать инструментальную музыку, а это сплошная звуковая абстракция, она не способна подавно. У нее нет необходимой слушательской квалификации. Помимо всего прочего, в концертном зале должна быть тишина - это непременное условие, абсолютная тишина - как в местах вечного упокоения. Наверное потому Паганини так любил играть именно там... Между тем, массовая поведенческая культура оставляет желать много лучшего. Случаются вовсе непристойные явления. Впрочем, это естественно: невежественность всегда враждебна просвещенности и просвещению. У меня нет желания с ней встречаться, тем паче в концертном зале. Когда руководитель учреждения на предложение провести лекцию отвечает «Dute afară», это немыслимо.

- Неужели было и такое?

- Было и такое. Но это единичный случай, он самоуничижителен и, понятное дело, не гагаузской он генеалогии... Гагаузы же, при всех индивидуальных различиях, своими качествами не перестают впечатлять меня и вдохновлять. Пока во всяком случае.

- Какие еще сложности вы видите в процессе своей деятельности на гагаузской земле?

- Самая большая сложность - это когда погодные условия плохие. Это очень существенно, поскольку мне приходится много перемещаться.

- Вопрос, действительно, сложный, но практически нам неподконтрольный; тем не менее, Сергей, я пожелаю вам хорошей погоды и поставлю, пожалуй, на этом точку, потому как, сами понимаете, печатная площадь газеты небезгранична.

- Лучше поставим многоточие. Оно предполагает нечто последующее. Тем более, что то, о чем шла речь - это даже не начало, а прелюдия к нему. А вообще хотелось бы, чтобы точка не была поставлена даже тогда, когда я отправлюсь на постоянное местопребывание туда, где так любил музицировать Паганини. Хочется, чтобы слушатель всегда помнил о своем месте в триаде «композитор - исполнитель - слушатель». А место это очень важное. Слушатель - это пункт назначения музыки. И он должен быть готов принять ее. Это большая ответственность. И это информация из первых рук.

Беседу вел
Тимофей МИХАЙЛОВ.