Проект, который реализует РЦНК в Кишиневе, совместно с Орловским Государственным университетом и коллегами из на­учных учреждений Молдовы, является ярким примером того, как ученые разных стран и регионов должны сотрудничать.

Мы в Гагаузии рассматриваем эту совместную работу – как по­мощь, концентрацию внимания и мыслей на трех актуальных прин­ципах регионального развития:

- Устойчивости – то есть сба­лансированных, гармоничных от­ношениях между человеком, об­ществом и природой в процессе развития;

- Партиципативности – то есть участия заинтересованных лиц, групп местного населения в процессах управления и развития;

- Субсидарности – то есть максимальной передачи функций административно-территориаль­ного управления на нижние уров­ни с последующей интеграцией планов их развития в программы территориального развития более высоких уровней.

Проведенный в Гагаузской ав­тономии за 23 года анализ отече­ственного и зарубежного опыта позволяет осуществить выбор адекватных методов реализации комплексного регионального раз­вития, особенно в сельской мест­ности.

Мы придерживаемся мнения, что в ряду прочих важных для государства «сдержек» и «проти­вовесов» передача-разделение полномочий между центром и ре­гионом в силу своего экономиче­ского и политического положения объективно является фактором, способствующим борьбе с сепа­ратизмом.

Без совершенствования от­ношений, в условиях сложноу­нитарного государства, трудно сохранить целостность такого го­сударства, как наше. Распад Рос­сийской империи, а затем Со­ветского Союза, во многом был обусловлен именно тем, что не­достаточно развивалась система отношений центра и провинции, периферии. Плохо обстояло дело с передачей полномочий, функций управления непосредственно на уровень автономии и муниципали­тетов.

Жесткая централизация, од­ностороннее изменение полити­ческого договора между Кишине­вом и Комратом, вылившегося в принятие в 1994 году Закона «Об особом правовом статусе Гага­узии», ведет к нестабильности, сдерживает прогресс, препятству­ет развитию юга Молдовы, не спо­собствует реинтеграции страны. Вырастают поколения молодых людей, живущих в обстановке противостояния, отсутствия до­верия и нерешенных социальных проблем, - главные из которых безработица, трудовая миграция и преступность.

Часто звучит вопрос: а что вам, гагаузам, дал статус автономии в составе Молдовы? Реализацию Закона я, как первый спикер На­родного Собрания Гагаузии, делю на два этапа.

1-ый этап: обновление струк­тур власти под нормы муници­пальной жизни, создание де­еспособных органов местного самоуправления. В 1995 году была сформирована новая вер­тикаль исполнительной власти. Такая форма организации местно­го самоуправления больше всего подходит для Гагаузии. Был учтен опыт Германии, Голландии, США. Другое дело, какими полномочи­ями каждое звено наделено в тот или иной исторический период времени. Это также зависит от за­дач, целей содействия выработке совместных решений социаль­но-экономического развития тер­ритории долая или населенных пунктов.

2-ой этап: Формирование местного законодательства, кото­рое бы обеспечивало эффектив­ную деятельность этих органов. Для этого, согласно Уложения Га­гаузии, должен быть сформирован парламент на профессиональной основе.

Начал действовать Совет при­маров Гагаузии, который регуляр­но заседает (один раз в месяц) и призван помогать в координации проектной работы местного само­управления.

Но в решении столь непро­стых задач необходим серьезный информационный прорыв: чтобы люди видели, знали, что им дает региональное и местное само­управление. Здесь, кстати, мы вправе надеяться, кроме своих СМИ, и на ту роль, которую берут на себя журналисты из Кишинева и регионов партнеров.

Создание Гагаузии в составе Республики Молдова и разви­тие местного самоуправления было одним из условий вхожде­ния Молдовы в Совет Европы в 1995 году. Насколько это условие отвечает сегодняшним собствен­ным интересам? Нас, бесспорно, всегда привлекали Европейские программы, ориентированные на совершенствование отношений центра и автономии, унификацию – имплементирование законов ЕС в нашей стране, ибо они вписыва­ются в общее русло демократиче­ских реформ. Европейская комис­сия для этого выделила Молдове сотни миллионов евро. Одновре­менно мы констатируем, что все ресурсы, выделяемые Молдове на проведение реформ, до низов 22 года не доходили.

Чей опыт для Гагаузии являет­ся наиболее важным и интерес­ным?

Только в 2016 году Посол ЕС в Молдове Пиркка Тапиола и премьер-министр правительства страны Павел Филип вместе с Башканом Гагаузии Ириной Влах дали старт Европейской програм­ме «SARD», результаты которой люди начали ощущать в своих се­лах и городах, а ведь это только 5-6 млн. евро на 4 района.

Не лежит у отдельных киши­невских политиков душа к такой демократической форме правле­ния, при которой нужно делиться властью, бюджетом и полномо­чиями. Очень хочется таким лю­дям держать все в своих руках и пользоваться правом главного распорядителя. Местное и реги­ональное самоуправление для подобных горе-руководителей – кость в горле.

Вспоминаю, как Даниель Тар­шис, Генеральный секретарь Со­вета Европы в том далеком 1995 году справедливо заметил, что во многих странах процесс становле­ния местного самоуправления по­лучил толчок и пошел значительно быстрее, когда были открыты его исторические корни. Так проис­ходило, к примеру, в Италии (Ти­роль), Англии (Уэльс, Шотландия). Сейчас нам надо восстановить какую-то историческую преем­ственность, найти в прошлом то позитивное, к которому себя под­ключить и продолжить свою исто­рию. Мы пока не знаем, какое го­сударство нам нужно, но зато по опыту XX века мы достаточно точ­но знаем, какое государство нам не нужно.

Могу добавить: такие споры происходят сегодня в Молдове. По всей стране, в том числе в Га­гаузии и Приднестровье, молодые люди начинают с вопроса, а как было раньше - 100, 200, 300 лет назад. Изучается история народов и даже тысячелетние традиции прошлого. Многим из них мы на­ходим применение в современной жизни.

Подводя итоги сказанному, мы вправе констатировать: програм­мы Евросоюза для нас, живущих в центре Европы – интересны, если они взаимовыгодны, укре­пляют независимость Республики Молдова, доверие и сотрудниче­ство. Бывший председатель пра­вительства и министр финансов России граф Сергей Витте в лек­циях, которые он читал Великому князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 годах, разъясняет и по-своему популяризирует тему автономизации и распределения местных финансов. Даже непол­ное конспективное изложение этих лекций дает представление о непреходящем значении проблем разделения властей, полномочий и функций «государственного и народного хозяйства», как называ­ет эти две сферы интересов сам именитый лектор.

Конгресс местных и регио­нальных властей Европы также реализует подобную политику в странах, входящих в Совет Евро­пы. Право установления и сбора налогов принадлежит Народному Собранию Гагаузии и местным го­родским, муниципальным и сель­ским советам в пределах закона и ограничивается территорией АТО или территориальной самоуправ­ляемой единицы. Как же понять тогда Постановление Правитель­ства РМ о ликвидации налоговой инспекции Гагаузии, отделов пен­сионного обеспечения, сужение казначейства и превращение его функций в пункт сбора бумаг??? Почему народные избранники не принимают по подобным действи­ям своих решений? Ведь статус автономии никто нам добровольно не давал, народ его сам устано­вил. Действующие власти только тем и оправдывают свое зарожде­ние и существование, что станут людскими и помогут преодолеть отчуждение власти от человека.

Петр ПАШАЛЫ.
Доктор истории.
(Доклад на международной на­учно-практической конференции «Провинциализм: сохранение са­мобытности или самоизоляцио­низм?»).
11-12 ноября 2017 г.
г. Кишинев.