Проект, который реализует РЦНК в Кишиневе, совместно с Орловским Государственным университетом и коллегами из научных учреждений Молдовы, является ярким примером того, как ученые разных стран и регионов должны сотрудничать.
Мы в Гагаузии рассматриваем эту совместную работу – как помощь, концентрацию внимания и мыслей на трех актуальных принципах регионального развития:
- Устойчивости – то есть сбалансированных, гармоничных отношениях между человеком, обществом и природой в процессе развития;
- Партиципативности – то есть участия заинтересованных лиц, групп местного населения в процессах управления и развития;
- Субсидарности – то есть максимальной передачи функций административно-территориального управления на нижние уровни с последующей интеграцией планов их развития в программы территориального развития более высоких уровней.
Проведенный в Гагаузской автономии за 23 года анализ отечественного и зарубежного опыта позволяет осуществить выбор адекватных методов реализации комплексного регионального развития, особенно в сельской местности.
Мы придерживаемся мнения, что в ряду прочих важных для государства «сдержек» и «противовесов» передача-разделение полномочий между центром и регионом в силу своего экономического и политического положения объективно является фактором, способствующим борьбе с сепаратизмом.
Без совершенствования отношений, в условиях сложноунитарного государства, трудно сохранить целостность такого государства, как наше. Распад Российской империи, а затем Советского Союза, во многом был обусловлен именно тем, что недостаточно развивалась система отношений центра и провинции, периферии. Плохо обстояло дело с передачей полномочий, функций управления непосредственно на уровень автономии и муниципалитетов.
Жесткая централизация, одностороннее изменение политического договора между Кишиневом и Комратом, вылившегося в принятие в 1994 году Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии», ведет к нестабильности, сдерживает прогресс, препятствует развитию юга Молдовы, не способствует реинтеграции страны. Вырастают поколения молодых людей, живущих в обстановке противостояния, отсутствия доверия и нерешенных социальных проблем, - главные из которых безработица, трудовая миграция и преступность.
Часто звучит вопрос: а что вам, гагаузам, дал статус автономии в составе Молдовы? Реализацию Закона я, как первый спикер Народного Собрания Гагаузии, делю на два этапа.
1-ый этап: обновление структур власти под нормы муниципальной жизни, создание дееспособных органов местного самоуправления. В 1995 году была сформирована новая вертикаль исполнительной власти. Такая форма организации местного самоуправления больше всего подходит для Гагаузии. Был учтен опыт Германии, Голландии, США. Другое дело, какими полномочиями каждое звено наделено в тот или иной исторический период времени. Это также зависит от задач, целей содействия выработке совместных решений социально-экономического развития территории долая или населенных пунктов.
2-ой этап: Формирование местного законодательства, которое бы обеспечивало эффективную деятельность этих органов. Для этого, согласно Уложения Гагаузии, должен быть сформирован парламент на профессиональной основе.
Начал действовать Совет примаров Гагаузии, который регулярно заседает (один раз в месяц) и призван помогать в координации проектной работы местного самоуправления.
Но в решении столь непростых задач необходим серьезный информационный прорыв: чтобы люди видели, знали, что им дает региональное и местное самоуправление. Здесь, кстати, мы вправе надеяться, кроме своих СМИ, и на ту роль, которую берут на себя журналисты из Кишинева и регионов партнеров.
Создание Гагаузии в составе Республики Молдова и развитие местного самоуправления было одним из условий вхождения Молдовы в Совет Европы в 1995 году. Насколько это условие отвечает сегодняшним собственным интересам? Нас, бесспорно, всегда привлекали Европейские программы, ориентированные на совершенствование отношений центра и автономии, унификацию – имплементирование законов ЕС в нашей стране, ибо они вписываются в общее русло демократических реформ. Европейская комиссия для этого выделила Молдове сотни миллионов евро. Одновременно мы констатируем, что все ресурсы, выделяемые Молдове на проведение реформ, до низов 22 года не доходили.
Чей опыт для Гагаузии является наиболее важным и интересным?
Только в 2016 году Посол ЕС в Молдове Пиркка Тапиола и премьер-министр правительства страны Павел Филип вместе с Башканом Гагаузии Ириной Влах дали старт Европейской программе «SARD», результаты которой люди начали ощущать в своих селах и городах, а ведь это только 5-6 млн. евро на 4 района.
Не лежит у отдельных кишиневских политиков душа к такой демократической форме правления, при которой нужно делиться властью, бюджетом и полномочиями. Очень хочется таким людям держать все в своих руках и пользоваться правом главного распорядителя. Местное и региональное самоуправление для подобных горе-руководителей – кость в горле.
Вспоминаю, как Даниель Таршис, Генеральный секретарь Совета Европы в том далеком 1995 году справедливо заметил, что во многих странах процесс становления местного самоуправления получил толчок и пошел значительно быстрее, когда были открыты его исторические корни. Так происходило, к примеру, в Италии (Тироль), Англии (Уэльс, Шотландия). Сейчас нам надо восстановить какую-то историческую преемственность, найти в прошлом то позитивное, к которому себя подключить и продолжить свою историю. Мы пока не знаем, какое государство нам нужно, но зато по опыту XX века мы достаточно точно знаем, какое государство нам не нужно.
Могу добавить: такие споры происходят сегодня в Молдове. По всей стране, в том числе в Гагаузии и Приднестровье, молодые люди начинают с вопроса, а как было раньше - 100, 200, 300 лет назад. Изучается история народов и даже тысячелетние традиции прошлого. Многим из них мы находим применение в современной жизни.
Подводя итоги сказанному, мы вправе констатировать: программы Евросоюза для нас, живущих в центре Европы – интересны, если они взаимовыгодны, укрепляют независимость Республики Молдова, доверие и сотрудничество. Бывший председатель правительства и министр финансов России граф Сергей Витте в лекциях, которые он читал Великому князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 годах, разъясняет и по-своему популяризирует тему автономизации и распределения местных финансов. Даже неполное конспективное изложение этих лекций дает представление о непреходящем значении проблем разделения властей, полномочий и функций «государственного и народного хозяйства», как называет эти две сферы интересов сам именитый лектор.
Конгресс местных и региональных властей Европы также реализует подобную политику в странах, входящих в Совет Европы. Право установления и сбора налогов принадлежит Народному Собранию Гагаузии и местным городским, муниципальным и сельским советам в пределах закона и ограничивается территорией АТО или территориальной самоуправляемой единицы. Как же понять тогда Постановление Правительства РМ о ликвидации налоговой инспекции Гагаузии, отделов пенсионного обеспечения, сужение казначейства и превращение его функций в пункт сбора бумаг??? Почему народные избранники не принимают по подобным действиям своих решений? Ведь статус автономии никто нам добровольно не давал, народ его сам установил. Действующие власти только тем и оправдывают свое зарождение и существование, что станут людскими и помогут преодолеть отчуждение власти от человека.
Петр ПАШАЛЫ.
Доктор истории.
(Доклад на международной научно-практической конференции «Провинциализм: сохранение самобытности или самоизоляционизм?»).
11-12 ноября 2017 г.
г. Кишинев.