В Вулканештах - главном городе самого южного района солнечной Молдавии живёт и трудится удивительный человек - Вадим ШИНИК. О самом Вадиме можно и нужно писать книги. А он пишет книги о других. Я только несколько фраз, без его разрешения, о нём.
На протяжении последних лет Вадим разыскал более трёх с половиной тысяч своих земляков, которые погибли в годы Великой Отечественной войны! Работая с различными источниками, он нашёл информацию и о Макаренко Алексее Ивановиче - подполковнике пограничных войск, проходившем службу в селе Колибаш Вулканештского района (в настоящее время Кагульский район). Вадим знал, что моя девичья фамилия Макаренко, и позвонил, чтобы уточнить, не мой ли это папа. «Да», - ответила я взволнованно. Вадим попросил, чтобы я поделилась воспоминаниями.
С чего начать? Моему папе, Алексею Ивановичу Макаренко, сейчас было бы 108 лет! Он родился 27 марта 1909 года в Алтайском крае, в городе Камень на Оби.
В моём паспорте местом рождения значится посёлок Гродеково, Приморский край. Здесь проходила служба папы до 1944 года. Он был пограничником, прошёл-проехал всю страну с востока до запада, был награждён именной шашкой в боях за Халкин Гол и Орденом Красного Знамени. На Дальнем Востоке было непросто не только в годы Великой Отечественной войны, но и задолго до её начала. Пограничники надёжно охраняли рубежи Родины. Я помню, как по тревоге в разное время суток папа выбегал из квартиры, на ходу целуя маму и нас, троих деток. Возвращаясь домой, он всегда приносил нам гостинчики, приговаривая: «это от зайчика». Так было всегда…
В 1944 году папу перевели на западную границу. Сначала на, или как говорят сейчас, вУкраину, а затем в Кагульский пограничный отряд, в комендатуру, расположенную в селе Колибаш – комендантом в звании майора, а затем подполковника.
Я хорошо помню это село, помню тяжелый 1946 год. Кругом были бедность и нищета. Пограничники дружили с местным населением, помогали решать житейские проблемы. Я помню, как папа легко общался и с детьми, и со взрослыми, делился пайками, которые получал, как и другие рядовые и офицеры.
Много лет спустя, когда наш знаменитый ансамбль «Жок» был на гастролях в Одессе (а папа уже жил в Одессе), в квартире раздался звонок. В дверях стоял красивый молодой человек - это был Николай Команич, ведущий артист ансамбля «Жок», которого когда-то папа отвёз из Колибаша в Кишинёв, где набирали группу талантливых ребят для учёбы в хореографическом училище (это был первый состав ансамбля «Жок», объездившего потом весь мир). Николай разыскал папу и пригласил его с мамой на концерт. Они долгие годы поддерживали потом с папой контакты.
Или ещё пример доброго отношения к моему папе. Как-то я была в Кагульском санатории «Сэнэтате» (проклятые суставы!), разговорилась с санитаркой - она оказалась из Колибаша и помнила моего папу. Мы многое и многих вспоминали.
Я побывала в этом селе. Конечно, Колибаш очень изменился. Появилось много добротных домов. В Советское время здесь был колхоз-миллионер. В ту поездку в село я встретилась с человеком, которого все называли «Бадя Коля». Он рассказывал мне много о моём папе. Вспоминал, сколько добрых дел сделал папа для односельчан, в том числе для многодетной семьи Дерюгиных, семьи «бабки» Василки и многих других.
В Колибаше папа привил нам любовь к земле, умение ухаживать за растениями. Мы научились удалять сорняки, прашивать кукурузу, окучивать кусты картофеля, собирать виноград, яблоки и сливы, и даже шелковицу…
Моя сестра Светлана сохранила некоторые папины документы. Среди них и депутатский билет N4 Первого созыва Вулканештского районного совета 1947 г. на имя Макаренко Алексея Ивановича от 6 избирательного округа. Может быть, поэтому я так внимательно отношусь ко всему, что происходит в Гагаузии. Думаю, папа был бы рад…
Я дружу с пограничниками. 28 мая, на День пограничника, почти ежегодно бываю на заставе имени Героя Советского Союза Константина Ветчинкина (рядом с городом Кагул). Эта застава входила в структуру возглавляемой папой комендатуры. Константина Ветчинкина папа хорошо знал ещё по службе на Дальневосточных границах. В послевоенные годы они ни раз встречались. Это были незабываемые встречи. У меня сохранились в памяти их лица - красивые, ещё молодые боевые офицеры в зелёных фуражках, прошедшие суровые годы страшной войны, унесшей миллионы жизней женщин и мужчин, стариков и детей…
Мой папа очень любил цветы, особенно пионы. Эти волшебной красоты цветы пышным цветом расцветают ко Дню пограничника и, удивительно, ко Дням Славянской письменности. Я всегда в эти дни приношу огромные охапки этих символических для меня цветов - любимых цветов моего ПАПЫ.
Людмила Алексеевна ЛАЩЕНОВА,
Председатель Русской общины Республики Молдова