Местные власти возмущены
Местные власти возмущены решением правительства переложить на их плечи повышение зарплаты бюджетникам. По их словам, денег на это в местных бюджетах нет.
Что произошло
Конгресс местных властей (СALM) обеспокоен заявлением центральных властей о повышении зарплаты бюджетникам без необходимого покрытия. Проблема заключается в том, что в местных бюджетах нет на это средств, а центральные власти никак не покрыли новые расходы. Для решения проблемы CALM обратился к премьер-министру Наталье Гаврилице, спикеру парламента Игорю Гросу и председателю комиссии госадминистрации Ларисе Волох. В открытом письме центральным властям конгресс напомнил, что бюджеты местных властей отделены от государственного, а, значит, любое решение правительства, связанное с расходами местных администраций, необходимо финансово обеспечить.
На проблему обратили внимание и в парламенте. При рассмотрении бюджета в первом чтении депутат-социалист Федор Гагауз спросил у министра финансов, из каких ресурсов местные власти должны выплачивать это увеличение зарплаты. Дмитрий Будянский ответил, что это — дело местных органов власти.
«Местные власти — независимые органы, они должны обеспечивать расходы из собственных бюджетов», — сказал Будянский.
Глава минфина добавил, что, если некоторые органы власти не смогут найти ресурсы для увеличения зарплат, к решению проблемы подключится центральная власть.
Напомним, министр финансов Дмитрий Будянский еще 7 декабря рассказал, что зарплаты бюджетникам будут увеличены на фиксированную сумму — 1,3 тыс. леев. Для этого, по словам министра, в бюджете предусмотрено 3,7 млрд леев. Парламент принял бюджет 22 декабря и, соответственно, зарплата бюджетников должна была увеличиться с 1 января.
Как это (не) работает
Бюджетники — это те люди, которые получают заработную плату из государственного бюджета, местного бюджета или Национальной кассы социального страхования. Соответственно, деньги на увеличение зарплаты должны быть заложены не только в государственном бюджете, по словам Будянского, но и в местных бюджетах. Зарплату из местных бюджетов получают работники мэрий и структур, напрямую им подчиненных: управлений, муниципальных предприятий, домов культуры, спортивных секций.
Местные бюджеты, кроме собственных доходов, пополняются также трансфертами из государственного бюджета. Они бывают двух типов: общего назначения и специального. Трансферты общего назначения местные бюджеты используют по своему усмотрению и могут распределять эти деньги по разным сферам.
Трансферты специального назначения центральные власти предоставляют для определенной области, их можно использовать только в ней. Это, например, образование: детские сады и школы находятся в подчинении местных управлений образования, но деньги на покрытие зарплаты работников направляют из госбюджета.
Местные власти заявили, что специальных трансфертов, предназначенных для покрытия расходов на увеличение зарплат бюджетникам, предоставлено не было. Не было увеличено и финансирование в целом, что тоже позволило бы местным властям решить проблему.
Зарплаты вместо дорог
В 2022 году изменился статус трансфертов на дороги. Раньше это был трансферт специального назначения. То есть деньги на дороги, переведенные в местные бюджеты из государственного, могли использовать только на ремонт дорог. Сейчас это трансферт общего назначения. Это значит, что местные власти могут использовать эти деньги на те нужды, которые сами назначат приоритетными.
Депутат парламента от партии «Действие и солидарность» (PAS), вице-председатель парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам Раду Мариан упомянул изменение статуса трансферта на дороги как один из инструментов, который центральные власти предоставили для того, чтобы местные власти смогли выделить деньги на повышение зарплаты бюджетникам.
При этом исполнительный директор CALM Виорел Фурдуй отметил, что статус трансфертов на дороги для Кишинева и Бельц не изменился, а, значит, местные власти этих муниципиев не смогут использовать деньги, выделенные на дороги, не по прямому назначению.
Повышай налог — плати зарплату
Раду Мариан также отметил, что парламент убрал верхний предел для земельного налога и налога на недвижимость. Это значит, что теперь местные власти могут сами устанавливать размер этих налогов и таким образом увеличивать доходы местных бюджетов.
Однако Виорел Фурдуй считает, что такой инструмент — не самый действенный. «Во-первых, многие приняли бюджеты до того, как закон об отказе от верхнего предела вступил в силу. Во-вторых, мало кто захочет поднимать налоги в предвыборный год», — отметил Фурдуй.
«Предвыборная мишура» Кишинева
Мэр столицы Ион Чебан заявил 26 декабря, что в муниципальном бюджете Кишинева недостаточно средств для того, чтобы всем бюджетникам увеличить зарплату на 1,3 тыс. леев. Градоначальник отметил, что для увеличения зарплаты необходимо выделить из бюджета 158 млн леев. Чебан считает, что так центральные власти намерены обанкротить бюджет столицы.
При этом независимый кишиневский муниципальный советник Виктор Бунеску считает, что в бюджете можно найти средства для увеличения зарплаты бюджетникам. По словам Бунеску, местный бюджет Кишинева полон «предвыборной мишуры»:«Впереди местные выборы. В бюджете заложено много денег на ремонт тротуаров, чтобы мэр мог показать результаты работы. Я не понимаю, почему нельзя часть денег выделить на увеличение зарплаты бюджетникам. Тем более, что это — работники мэрии. Получается, они не могут выделить деньги на зарплату своим же коллегам».
Бельцы ждут обещанного
Мэр Бельц Николай Григоришин тоже сообщил, что бюджет Бельц «не потянет» повышение зарплаты бюджетникам. Более того, Григоришин отметил, что все обещания центральных властей, данные Бельцам, не были исполнены.
«Обещали до конца года рассмотреть статус, обещали выделить средства на улицу Киевскую. Это не сделали», — сказал Григоришин.
Заместитель мэра Бельц Геннадий Шмульский рассказал, что решение центральных властей повысить зарплату «привело всех в недоумение», так как никто теперь не знает, как это сделать: «Эти деньги не были запланированы. Мы принимали бюджет Бельц раньше, чем приняли госбюджет. Все расписано по статьям. Откуда сейчас брать деньги — не ясно».
Шмульский отмечает, что в Бельцах для повышения зарплаты нужно 5-6 млн в месяц, и если сейчас начнут выплачивать повышенную зарплату, то в октябре-ноябре деньги на зарплаты вовсе закончатся. Шмульский подчеркнул, что у центральной власти есть право принимать решение о повышении зарплаты, но в таком случае необходимо покрывать расходы на это.
Что в других городах
Мэр Комрата Сергей Анастасов, избранный в 2019 году от Партии социалистов (ПСРМ), согласен с коллегами из Кишинева и Бельц. «По 1300 леев ежемесячная доплата сотрудникам за счет мэрии — это получится более 4 млн леев. Остаток в нашем бюджете — около 1 млн леев, и его уже распределили на инфраструктуру», — рассказал Анастасов.
Он подчеркнул, что цели местных властей — это «благоустройство места жительства граждан, решение экологических проблем, посадка деревьев, благоустройство парков, проведение канализаций, водопроводов, строительство очистных сооружений, освещение города, решение проблем энергоэффективности». А на это, по словам Анастасова, не остается денег «ни в одном бюджете городов и сел», так как мэрии занимаются зарплатами.
Мэр Тараклии Вячеслав Лупов (от партии «Шор») связывает решение о повышении зарплаты с тем, что в 2023 году пройдут местные выборы. Лупов считает, что центральные власти специально лишают местные власти денег, чтобы те не смогли нормально работать в предвыборный год.
При этом мэр села Пересечино Оргеевского района Валентина Бузу, выигравшая выборы от блока ACUM (PAS и Платформа DA), сообщила, что в бюджете села уже нашли деньги на повышение зарплаты.
Послушаться или ослушаться?
Мэр Единец Константин Кожокару считает, что мэрия не может ослушаться центральных властей и не поднять зарплату: «Мы должны сначала выплатить людям деньги, а затем уже чинить дороги». Его слова подтвердил и Виорел Фурдуй, подчеркнув, что зарплата защищена множеством законов, в том числе Трудовым кодексом.
Стоит отметить, что при принятии бюджета глава минфина Дмитрий Будянский говорил, что 1,3 тыс. леев — это именно часть зарплаты, постоянная фиксированная надбавка.
При этом вице-мэр Кишинева по экономическим вопросам Ольга Урсу и вице-мэр Бельц Геннадий Шмульский отметили, что базовую ставку зарплаты бюджетникам пока никто не поднимал. «Подобного положения нет ни в циркуляре минфина, согласно которому формируются зарплаты, ни в законе о единой системе оплаты труда в бюджетной сфере», — отметила Ольга Урсу.
Председатель районного совета Дину Цуркану сообщил, что в Оргеевском районе зарплату повышать не будут: «Как это мы, сотрудники мэрий, районного совета, будем сами увеличивать себе зарплаты? Мы не собираемся принимать такие тупые решения. Эти деньги пойдут на развитие наших сел, нашего района». На вопрос, как Оргеевский район сможет отступить от решения центральных властей, Цуркану отметил, что вопрос повышения зарплаты будут решать на местном уровне, и «никто не может обязать местного советника голосовать так, как этого хочет Гаврилица».
Что говорит минфин
Госсекретарь минфина Владимир Аракелов отметил, что центральные власти не вмешивались в механизм формирования местных бюджетов, а лишь изменили положение о зарплате.
«Отношения между местным и центральным бюджетом не изменились. У местных властей есть опыт и установленный механизм, позволяющий планировать бюджет, независимо от изменений в системе зарплаты или других изменений, которые предполагают расходы общественных средств», — рассказал Аракелов.
По его словам, местные власти должны правильно расставить приоритеты и так организовать свою деятельность, чтобы суметь выполнить обязанности и выплатить зарплату. «Если и после реорганизации деятельности будет сложно выплачивать зарплату — хотя я думаю, что таких мэрий будет мало — то мы проанализируем каждую ситуацию и поможем пересмотреть бюджет», — сказал госсекретарь.
Аракелов прокомментировал и обвинения в попытке «лишить средств» местные власти в предвыборный год: «Это спекуляции. Мы одинаково подняли зарплату всем работникам бюджетных учреждений: и тем, кому платят из местных бюджетов, и тем, кто получает деньги из госбюджета».
Что говорят эксперты
Исполнительный директор CALM Виорел Фурдуй считает, что власти действительно должны были покрыть расходы мэрий на увеличение зарплат. К тому же он апеллировал ко всей проблеме децентрализации.
«У нас получается, что у мэрий самостоятельные доходы и расходы, а, когда речь заходит о зарплате, то вмешивается центральная власть. Так не должно быть. Если местные бюджеты автономны, то они должны быть автономны до конца», — объяснил Фурдуй.
При этом он добавил, что может понять и центральные власти. «Кризис, недостаток средств, социальные расходы. Они просят от местных властей понимания и солидарности», — пояснил эксперт.
Политический аналитик Игорь Боцан называет «несуразицей» ситуацию, когда центральные власти дают обещание, а потом перекладывают ответственность на местные власти. «Если вы хотите что-то сделать, расскажите, какие для этого есть источники», — предложил Боцан.
Доктор политических наук Анжела Колацки считает, что не нужно дополнительно «нагнетать ситуацию», а местные и центральные власти должны договориться. Эксперт отметила, что любое повышение зарплаты — это положительный факт, и в ситуации высокой инфляции этого не избежать. «Другой вопрос, что отношения между центральной и местной властью проблемные. Можно понять и представителей местной власти: экономика сконцентрирована в больших городах, а платить бюджетникам должны и более мелкие города. Если бы у нас во всех городах было бы все хорошо с экономикой, то такие проблемы не возникали бы», — заключила Колацки.
Newsmaker.md