ЦИК Гагаузии обнародовал окончательные итоги прошедшего в воскресенье первого тура выборов башкана автономии. Представитель партии «Шор» Евгения Гуцул лидирует с 26,47 % голосов избирателей, Григорий Узун, поддержанный ПСРМ, набрал 26,4 % голосов. Этим кандидатам предстоит встретиться во втором туре голосования 14 мая, если не произойдет ничего экстраординарного. 

В информационном пространстве Молдовы одна из горячих тем в эти дни - ситуацию вокруг выборов в Гагаузии. Несмотря на то, что результаты первого тура были более-менее предсказуемы, для многих они стали шоком. Есть мнение, что результаты выборов в Гагаузии – это пощечина властям Молдовы.
«Фактически во второй тур вышли Игорь Додон и Илан Шор. Это голосование было протестным и направленным против центральных властей страны. Недовольство по всей стране велико, и жители автономии решили не столько выбрать себе башкана, сколько усилить протестную волну и влепить жесткую пощечину властям в Кишиневе», - считает политолог Александр Корниенко (интервью для ПолитНавигатора).
А на мой взгляд, это – пощечина самой Гагаузии, свидетельство полной деградации не только предвыборных технологий, но и политической деградации самого общества.

Знакомый из Казахстана, выходец из Гагаузии, узнав, кто прошёл во второй тур, пошутил: «Тогда голосуйте за Назарбаева!». Действительно, это почти то же самое, что проголосовать за Шора. Но сегодня в Гагаузии Назарбаев бы не прошёл, потому что он личность. А личности у нас нынче не в цене.
Как партия «Шор» в Гагаузии смогла сделать из никому до этого не известной Евгении Гуцул претендента на попадание во второй тур, задаются вопросом эксперты.

Перед выборами гагаузский политолог Вячеслав Крачун давал такой прогноз:
«Мне нужно время, чтобы вспомнить, как зовут кандидата от партии “Шор”. Но сейчас, если команда партии “Шор” скажет, что нужно голосовать за табуретку, то люди проголосуют за эту табуретку. Потому что все бедные, и сейчас для них важнее получить хоть что-то. Получить что-то, не умереть от холода — отсюда доверие к таким кандидатам».

При этом он скептически оценивал попадание Евгении Гуцул во второй тур выборов: «Партия “Шор” очень хорошо пользуется предвыборными технологиями, у них хорошо получается мобилизовать свой электорат, но у них тоже есть какой-то потолок. Не все прямо так плохо живут, чтобы голосовать за какую-то девочку, которую с Гагаузией связывает только тот факт, что она там родилась».
Проголосовали, однако. За обещанные Шором 50 миллионов халявы, за аэропорт, за диснейленд… За иллюзии, одним словом. Как выразился аналитик Александр Корниенко, фактически победила анонимность, безответственность и манипуляции.

Второй кандидат, прошедший во второй тур благодаря магическому воздействию на гагаузского избирателя звездочки Партии социалистов, ничем не отличается по большому счету от Евгении Гуцул. Но у Григория Узуна есть огромный опыт в использовании предвыборных технологий. Он и появился лет 7 назад в Гагаузии исключительно для этого – сделать на малой родине политическую карьеру.

Добившись, по его словам, в России к 30 годам блестящих результатов в бизнесе, Григорий заскучал и решил попробовать себя в политике. Но не в России же! На первом этапе можно потренироваться на маленькой Гагаузии. И, действительно, сразу попал в депутаты Народного Собрания. И даже несколько месяцев покрасовался в парламенте страны. Обладает выдающимися способностями появляться в нужный момент в кадре рядом с первыми лицами – с Додоном в его бытность президентом Молдовы, с Ириной Влах, с Реджепом Эрдоганом. А перед нынешними выборами даже был отмечен на приеме Патриарха Московкого, решив, кроме звёздочки социалистов, поэксплуатировать ещё одну беспроигрышную тему для гагаузов – православие.

Избирательную кампанию провел в неизменном сопровождении первых лиц Партии социалистов, в том числе Додона. Додон представляли его исключительно как государственника, глубоко верующего человека и патриота Гагаузии. Вряд ли внимающий оракулам из Кишинева электорат успевал вникнуть и проанализировать, в чём всё-таки выражается «патриотизм» Узуна и где он проявил себя как государственник.

Ну а для вулканештских поклонниц главным достоинством кандидата в Башканы Гагаузии является то, что он «хороший мужик». По этому поводу были горячие споры в соцсетях. Что касается команды, которую в случае победы приведет к власти Узун, то за Гагаузию вообще страшно становится. Среди его вулканештских соратников много людей, истосковавшихся по хлебным должностям…

Оба кандидата (вернее, партии их продвигающие) хорошо поэксплуатировали тему бедности населения, неподъемных тарифов, цен, недальневидную политику правящей партии и её пренебрежение Гагаузией. А в Вулканештах «выстрелил» ещё один фактор – пренебрежение интересов района и города со стороны властей самой Гагаузии. Здесь захотели «своего башкана, вулканештского». «Чадыр-лунгский был, комратский был, пусть будет и от нас» - такие настроения в Вулканештах широко распространены.
Вот такое у избирателей видение перспектив Гагаузии. Как и у самих претендентов в башканы. Как заявил эксперт Watch Dog Варелиу Паша:

«В Гагаузии во второй тур вышла пара кандидатов, не способных сформулировать несколько связных предложений о том, что значит управлять автономией. Это тревожный знак об уровне политической культуры в регионе».

По его словам, в Гагаузии процветала электоральная коррупция.
Естественно, многие политики говорят о «руке Кремля». Например, председатель Партии перемен Штефан Глигор заявил, что, независимо от результата второго тура выборов на пост башкана Гагаузии, регион останется «под контролем агентов влияния» и во главе его будет стоять человек, финансируемый и поддерживаемый Россией.

«Выборы в Гагаузии — это первый этап политической катастрофы, которая ожидает нас в 2023 году. Организованная преступность и поддерживаемые Россией кандидаты участвовали в прошлом и участвуют в настоящее время свободно и беспрепятственно в выборах в Республике Молдова — парламентских, президентских и местных. Например, в выборах на пост башкана Гагаузии участвовали как минимум 4 таких кандидата».

Так что делать? Кого выбирать 14 мая? Этот вопрос сегодня мучает как минимум 50 процентов избирателей Гагаузии.

Леонид Добров так отвечает на этот вопрос:
«Если жители автономии случайно оказались перед неизбежным изнасилованием (в случае с Шором) или физическим уничтожением автономии (в случае с Додоном), то скорее всего они сдадутся насильнику, чтобы получить хоть какое-то удовольствие. Однако реальность может оказаться иной, и избиратели также могут сдаться в руки «тихому уничтожителю автономии», каковым всегда являлся сам Додон и вся его команда ПСРМ-ПКРМ».

Вера КРЕЦУ